Сын скандально осужденного на семь лет сельского учителя Ильи Фарбера "отметил" 800 дней пребывания отца за решеткой необычной акцией протеста, в результате которой сам оказался в руках полиции. В воскресенье, 17 ноября, 20-летний Петр Фарбер заковал себя в клетку на смотровой площадке Воробьевых гор в Москве и просидел там почти 12 часов без еды и воды, не произнося ни слова. Лишь за полчаса до полуночи прибывшие сотрудники МЧС взломали два амбарных замка, на которые он заперся изнутри, и увезли его на скорой помощи в ОВД МГУ.
Как сообщили во вторник "Интерфаксу" в правоохранительных органах, из отдела полиции молодого человека отпустили после профилактической беседы. Правозащитный медиапроект "ОВД-Инфо" передал со ссылкой на свидетелей, что Петру пришлось написать объяснительную.
О том, что Петр собирается провести в этот день пикет в защиту отца его знакомым было известно заранее, но они не предполагали, что акция примет такую форму, пишет "Новая газета". На место приезжали люди, узнавшие о происходящем из соцсетей и пожелавшие выразить поддержку осужденному. Сочувствующие проводили пикеты в других городах России и за рубежом, в частности, в Гамбурге и Тель-Авиве.
ФОТО протеста в клетке опубликованы в Facebook Петра Фарбера (1, 2). У Life News есть ВИДЕО.
В тот же день, 17 ноября, в разделе "Блоги" на сайте "Эха Москвы" было размещено обращение Петра Фарбера ко всем неравнодушным с просьбой помочь ему вызволить отца из тюрьмы. "Третий год российская прокурорско-судейская система, замучившая насмерть и искалечившая уже миллионы людей, прячет от меня и моих маленьких братьев нашего отца в своих трюмных застенках, - пишет он. - Ни на одном из этапов производства и рассмотрения уголовного дела, сфабрикованного против нашего отца, не соблюдались ни государственные, ни общечеловеческие законы".
Петр напоминает, что у его отца больше нет адвокатов - Илья Фарбер отказался от их услуг, убедившись, что ни один их аргумент не принимается во внимание судом.
Илья Фарбер объяснил адвокатам отказ от их услуг: "Вам навязали мафиозные правила..."
Сам Илья выпустил из тверского СИЗО обращение к российским адвокатам, в котором разъяснил, что его отказ не означает неуважения к работе защитников. "Ни разу за два с лишним года, ни на одном из судебных заседаний по моему делу слово адвоката - каким бы своевременным и дельным оно ни являлось - ничего для суда не значило. Вообще ничего. Суд всеми способами демонстрировал адвокатам, что они - пустое место", - говорится в тексте, опубликованном в "Новой газете".
"Я вижу, в какое положение поставлен каждый из вас. С одной стороны, подзащитный рассчитывает на вашу помощь, с другой - вы не смеете по-настоящему бороться за его права, так как знаете, что суд отомстит вам, и вашему подзащитному будет хуже. В результате вы обязаны играть по навязанным вам мафиозным правилам, безмерно вас унижающим", - объясняется с адвокатами осужденный учитель. И заключает: "Отказавшись от вас, я вступился за вас и за вашу профессию".
Предыдущие акции в защиту Ильи Фарбера
Отметим, протест на Воробьевых горах - не первая публичная акция Петра Фарбера, призванная привлечь внимание к резонансному делу его отца. В августе он и его сводный брат, 17-летний Роман Валеев, развернули на Красной площади плакат: "Над папой издеваются уже 700 дней". Вскоре к ним подошли женщины-полицейские и изорвали баннер, а молодых людей задержали и доставили в полицию.
В сентябре Петр и его знакомые устроили серию одиночных пикетов на Кудринской площади столицы: облачившись в черные накидки и надев на головы венки из колючей проволоки, они поочередно становились там с плакатом "Свободу Илье Фарберу". По окончании пикетов они прошли к зданию Верховного суда и возложили венки к нему. При этом Петр снова был задержан.
Русская служба BBC добавляет, что ранее в ноябре сын Ильи Фарбера, провел очередную акцию: облачившись в судейскую мантию, раздавал прохожим в центре Москвы стихи своего отца и надувал мыльные пузыри, которые, по его задумке, изображали российское правосудие.
Под петицией на имя генпрокурора РФ Юрия Чайки с просьбой пересмотреть дело Ильи Фарбера и принять справедливое решение подписались без малого 36 тысяч человек (всего нужно собрать 50 тысяч).
Московский художник Илья Фарбер три года назад, в 2010-м, переехал с семьей в Тверскую область, стал работать учителем в сельской школе, устраивал концерты в местном доме культуры, потом стал его директором. Там шел ремонт. Дальше версии Ильи и обвинения расходятся.
Фарбер говорит, что ремонт почти не продвигался, подрядчик жаловался на финансовые трудности, так что учитель периодически одалживал ему деньги, чтобы ремонт продолжался, сам покупал стройматериалы. Илья считал, что подрядчик потом должен вернуть ему деньги - когда получит их из бюджета.
Обвинение же утверждает, что летом 2011 года Фарбер получил от подрядчика взятку в 300 тысяч рублей в обмен на разрешение продолжать ремонт. Потом он якобы потребовал еще денег - 132 тысячи рублей - за то, чтобы подписать акт завершения ремонта, хотя тот еще не был закончен.
Илья Фарбер заявляет, что требовал у подрядчика свои деньги - только те, которые ему одалживал.
В 2012 году Тверской областной суд признал Фарбера виновным в получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями и на основании вердикта присяжных приговорил его к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима.
В ноябре того же года Верховный суд РФ отменил приговор и направил дело на пересмотр в Осташковский суд Тверской области, где дело рассматривал судья Алексей Лебедев единолично. Второй приговор тоже оказался не в пользу подсудимого: учителя приговорили к 7 годам и 1 месяцу колонии строгого режима и штрафу в 3,1 миллиона рублей.
Однако дело приняло новый поворот после сентябрьского интервью президента Владимира Путина Первому каналу и агентству Associated Press, в котором он назвал суровый приговор Фарберу (притом что коррупционеры во власти нередко отделываются условным наказанием) "вопиющим случаем". Эти слова зафиксированы в стенограмме на сайте Кремля.
Вскоре после такой критики прокуратура, которая прежде настаивала на максимально суровом вердикте, изменила мнение и стала добиваться смягчения наказания Илье Фарберу. Таким образом, приговор теперь обжалует и сам осужденный, и прокуратура.
6 ноября апелляционный суд в Твери не стал рассматривать жалобы. Как пояснила "Российской газете" официальный представитель Тверского облсуда, участникам процесса дали время на ознакомление с вновь поступившими материалами дела, после чего будет назначена новая дата апелляционного рассмотрения.