В 1971 году на границе Республики Коми и Пермской области во время неудачной попытки поставить "мирный атом на службу народному хозяйству" был реализован проект "Тайга". Власти хотели наполнить пересыхающий Каспий, направив воды Печоры в реку Каму. Гигантскую траншею решили прорыть с помощью серии ядерных взрывов. Но после подрыва первых зарядов эксперимент резко свернули. Корреспонденты "Комсомольской правды" выехали в экспедицию в глухую пермскую тайгу и обнаружили шахты, в которых, по некоторым данным, осталась часть зарядов.
По данным издания, 35 лет назад таежную глушь Чердынского района Пермской области сотряс мощнейший ядерный взрыв. "Гриб" от него видели жители близлежащих сел за десятки километров. Это было одно из 715 ядерных испытаний в мирных целях на территории СССР. В 1971 году таким образом был воплощен в жизнь амбициозный проект, получивший кодовое название "Тайга". Задумка на бумаге выглядела вполне убедительно - река Печора соединяется с руслом Камы, впадает в Волгу и наполняет катастрофически мелевшее тогда Каспийское море. Прорыть канал между Печорой и Камой решили с помощью серии ядерных взрывов. В 120-метровых шахтах, соединенных друг с другом лабиринтом толстенных электрокабелей, покоились и ждали своего часа ядерные заряды. Наконец, 25 марта была нажата кнопка "Пуск".
Что произошло дальше - доподлинно неизвестно, документы до сих пор не рассекречены, но эксперимент был свернут моментально. Почти десять лет там, на таежных болотах, еще оставались военные и техника. По одним данным, во время эксперимента сработали три бомбы, по другим - только две. В результате выброса грунта на месте лесной опушки образовалась огромная воронка, которая позже заполнилась водой и превратилась в красивейшее озеро с водой неземного цвета.
По некоторым данным, как минимум один ядерный заряд не сработал и был утерян. Косвенным подтверждением этого специалисты считают небольшой островок посреди озера. Возможно, это шахта несработавшего заряда. По другой информации, полученной от человека, работавшего на этом объекте около пяти лет, в лесу находились как минимум три ядерные бомбы во вполне боевом состоянии. КП много и подробно пишет о скитаниях двух журналистов по тайге. После долгой езды на машине и путешествия по реке на лодке они добрались со своим проводником до озера, образовавшегося в результате взрыва. "Это озеро - модель Мира, - рассказал сопровождавший их Владимир Балибасов, биолог, работавший в Сыктывкарском институте биологии. - Ученых сюда пустили только в начале 80-х годов полулегально. И именно тогда они установили - в "ядерном" водоеме начала зарождаться первая жизнь. Сейчас тут спиннинг не покидаешь - трава мешает... Собственно, таких результатов от эксперимента никто не ждал".
Как рассказал Балибасов, один из несработавших зарядов остался под островком в центре озера. После подземных взрывов спрессованная толща земли навеки похоронила этот заряд. Извлечь его из земли невозможно.
Однако на объекте есть более доступные заряды. Их Балибасов обнаружил, собирая грибы для замера радиоактивности. Члены экспедиции добрались до шахт с бомбами, которые располагались по цепочке, доходящей до края огромного торфяного болота. "Здесь мы на каждом шагу натыкаемся на следы буйного человеческого гения, - пишут журналисты "Комсомольской правды". - Столбы с фарфоровыми изоляторами, сожженные машины и прицепы, какое-то непонятное электрооборудование и километры ржавой колючей проволоки".
Когда корреспонденты обнаружили шахту с предполагаемым ядерным зарядом, их, как пишет КП, "от разочарования даже прошиб пот - проделать путь в несколько тысяч километров, чтобы увидеть неказистый стальной грибок, засыпанный гравием".
Радиационный фон возле шахты составлял 30 микрорентген в час (при этом вокруг фон минимальный - от 5 до 9 мкР/час). "Шахта торчит своей ржавой шляпой из кучки гравия, от нее в разные стороны смотрят два толстенных отвода под электрокабели. Их на всякий случай аккуратно заварили с торцов, чтобы никакой безумец не смог подключить питание к кабелям", - пишут журналисты.
"А под "шляпой" и стоит заряд, - сообщил Балибасов. - Я в конце 90-х отсылал официальные запросы во всевозможные инстанции. В местной прессе публиковал несколько статей - хоть бы кто опровергнул. Запросы посылал. Молчат все. Тишина. Хотя, если бы шахты были бы пусты, уверен, редакции получили бы грозные бумаги из силовых министерств с требованием опровержения".
По его словам, все 120-метровые шахты были намертво "забучены" бетоном. "Сначала слой гравия, потом графита, за ним цемент", - отметил он.
Через несколько сотен метров находятся два других ядерных объекта. Как рассказал Балибасов, в них остались ядерные бомбы. "Парни, вы видели, как военные в начале 90-х годов уходили с объектов? Где-то даже знамя части забыли. Здесь котлованы были бы на месте этих бомб - их же нужно как-то извлечь? И это не так сложно, я у горных инженеров интересовался. А отсюда просто ушли. Просто проснулись утром, сели на грузовики и уехали с объекта, бросив все, в том числе и эти законсервированные шахты", - рассказал он.
В то же время, как сообщил газете Дмитрий Власов, лауреат Государственной премии, доктор технических наук, специалист по физике взрыва, "сомнительно, что в этих шахтах остались ядерные заряды". "В то время, да и сейчас, велся строгий учет численности и передвижения подобных вещей. Ни один заряд гражданского или иного назначения не мог быть забыт", - заявил он.