Летные эксперименты по Як-42 подтвердили: самолет упал из-за ненужного вмешательства пилота
Global Look Press
Летные эксперименты по Як-42 подтвердили: самолет упал из-за ненужного вмешательства пилота
 
 
 
Летные эксперименты по Як-42 подтвердили: самолет упал из-за ненужного вмешательства пилота
Global Look Press

Серия летных экспериментов, призванная раскрыть тайну катастрофы Як-42 с хоккейной командой "Локомотив", полностью подтвердила основную версию о том, что самолет упал по вине одного из пилотов. Летчик, по всей видимости, случайно нажал на педаль тормоза при взлете. Если бы он просто не вмешивался в процесс взлета, трагедии бы не произошло, уверены эксперты.

Накануне специалисты Летно-испытательного института имени Громова завершили испытания на аэродроме в подмосковном Жуковском. Во вторник пилоты-испытатели провели шестой по счету эксперимент, пишет "Коммерсант". Они дважды подняли в воздух Як-42, аналогичный тому, что разбился под Ярославлем. При этом летчики строго соблюдали все установленные экспертами Межгосударственного авиационного комитета параметры (МАК) взлета 7 сентября в аэропорту "Туношна".

Испытатели еще раз провели опасный эксперимент, который в случае ошибки или промедления мог привести к новой катастрофе. Летчик, сидевший в левом кресле командира, во время разгона держал ноги на тормозных педалях, одновременно оттягивая на себя штурвал и поднимая руль высоты машины в положение кабрирования.

Во вторник к штурвальной колонке самолета впервые за время экспериментов был присоединен динамометр, измеряющий усилия пилота. Он показал, что из-за нажатой педали тормоза выкрутить руль командиру самолета с "Локомотивом" было бы крайне сложно.

Выяснилось, что, пока руль высоты находился в штатном для взлета положении в 5-6 градусов, усилия от пилота требовались минимальные - всего в несколько килограммов. Однако из данных бортовых самописцев разбившегося Як-42 следует, что руль высоты во время разгона был отклонен сначала до 10 градусов, а перед отрывом от земли - до 13 градусов. Чтобы удержать руль высоты в таком положении, пилоту пришлось приложить усилие в 64 кг - при этом он вынужден был с силой давить на тормоза.

Ранее о ходе тестов в небе рассказал журналистам летчик-испытатель ОКБ им. Яковлева Василий Севастьянов, который с риском для жизни и проверял в Жуковском версию о нажатом тормозе. "Подтверждается, что была некая тормозящая сила, не позволившая создать взлетное положение самолета", - сообщил Севастьянов. Кроме торможения, ничто не должно было помешать штатному взлету: во время взлета без педали тормоза стало ясно, что самолет при данном положении рулей взлетает "без каких-либо проблем, без замечаний".

"Дело в том, что некая тормозящая сила при положении штурвала на себя в положении 10 градусов, не давала увеличить угол атаки, который должен был составлять порядка 10-12 градусов для нормального взлета, - отметил летчик-испытатель. - После того как сила эта тормозящая убралась, ничто уже не препятствовало увеличению угла тангажа".

Вопрос без ответа: почему пилот нажал на тормоз?

Версия о том, что пилот разбившегося Як-42 при взлете нажал на тормоза, полностью подтвердилась. Почему это произошло, до сих пор неизвестно. Есть, например, догадка, что в кабине самолета не работала громкая связь, и из-за этого возникла несогласованность в действиях пилотов.

Судя по всему, пилот жал на тормоз неосознанно. "Авария могла случиться из-за примитивной особенности педали, - пояснял на прошлой неделе авиационный эксперт, летчик-испытатель Александр Акименков. - На педали есть железная кромка. При взлете ноги снимают с педали, так, чтобы каблук чуть прижимался к полу. Если каблук полностью остается на педали, то летчик может непроизвольно внешней стороной ступни жать на эту кромку и тем самым производить торможение. Нажал полностью на верхнюю часть педали или нет - проконтролировать практически невозможно... Тем более при сильном волнении. Нужно учиться летать".

"Конечно, самоубийц в авиации нет. Но абсолютно точно, что власть в кабине не поделили. Справа - второй пилот идет на прекращение полета, слева - командир идет на взлет. Так не должно быть", - сказал Акименков.

В финальном отчете МАК, который уже начали готовить эксперты, будет фигурировать объяснение о том, что к катастрофе привело именно нажатие на педаль тормоза, утверждает "Коммерсант".

Версия о том, что самолет погубили не технические неисправности и не некачественное топливо, а ошибка пилотирования, появилась после того, как МАК опубликовал выводы экспертов, из которых следовало, что Як-42 не дала возможности набрать нужную для взлета скорость "дополнительная сила торможения".

Самолет начал взлет в "пониженном" режиме, что позволяет в течение 3-5 секунд набрать необходимую скорость в 50-70 километров в час. Не достигнув нужной скорости, пилоты поставили "номинал" для ее набора и еще 15 секунд катились по полосе. В это время они изменили положение стабилизатора в позицию, недостаточную для взлета. Как предположил источник, второй пилот, который сидел справа, перед самым взлетом "хлопнул" тормоза, при этом командир тянул на себя штурвал. В итоге экипаж все же принял решение о взлете, и самолет рухнул на землю.

Единственный выживший не знает, что именно случилось

Самолет Як-42 с хоккейной командой "Локомотив", летевшей в Минск на матч с "Динамо", разбился 7 сентября под Ярославлем. На борту самолета находились 45 человек. После катастрофы выжил только один человек - бортинженер Александр Сизов. По счастливой случайности он пострадал не сильно и быстро пошел на поправку.

На прошлой неделе Сизов из больничной палаты дал первое интервью. Он заверил, что "перед вылетом самолет был в идеальном состоянии", но уже во время разгона стало ясно, что взлет идет не по плану и крушение неизбежно. "Немного времени прошло, я понял, что по грунту идем. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет и сейчас мы разобьемся", - вспомнил бортинженер.

Слова единственного выжившего не противоречат основной версии экспертов, однако Александр Сизов не смог подтвердить или опровергнуть, что один из летчиков при разгоне нажал тормоз. "Если бы торможение было резким, я бы почувствовал это, а если тормоз был нажат плавно, то нет", - пояснил он.