Выступая в ООН на саммите-2005, президент Владимир Путин высокопарно говорил об использовании гражданского общества, СМИ, культурного и гуманитарного сотрудничества для противостояния терроризму во всех его проявлениях
AP Photo
Выступая в ООН на саммите-2005, президент Владимир Путин высокопарно говорил об использовании гражданского общества, СМИ, культурного и гуманитарного сотрудничества для противостояния терроризму во всех его проявлениях
 
 
 
Выступая в ООН на саммите-2005, президент Владимир Путин высокопарно говорил об использовании гражданского общества, СМИ, культурного и гуманитарного сотрудничества для противостояния терроризму во всех его проявлениях
AP Photo

Выступая в ООН на саммите-2005, президент Владимир Путин высокопарно говорил об использовании гражданского общества, СМИ, культурного и гуманитарного сотрудничества для противостояния терроризму во всех его проявлениях. В России подобные разговоры о гражданском обществе воспринимаются иначе, а вопрос о том, что произойдет в 2008 году, не повод для шуток, пишет The New York Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

Перспективы российской демократии в 2008 году уже формируются как самый серьезный для страны экзамен на знание первичного принципа демократии – власть периодически меняется в результате свободных и честных выборов. Путин неоднократно заявлял, что не станет менять Конституцию ради того, чтобы остаться у власти после 2008 года, но идея не умирает. Законодатели по всей России то и дело предлагают поправки в Конституцию, чтобы решить проблему, получившую название "проблемы-2008", пишет издание.

"Проблема" заключается в том, что многие россияне – по данным одного из сентябрьских опросов, это 60% – предпочли бы, чтобы он не уходил. Но ему, возможно, не придется оставаться на своем посту, чтобы сохранить власть. Путин настолько нейтрализовал оппозицию в парламенте, настолько подавил СМИ, настолько консолидировал политическую власть, что решение о том, кто станет его преемником, видимо, будет целиком в его руках, считает газета.

Он уже говорил, что назовет преемника, повторяя и, пожалуй, возводя в традицию процесс, приведший его к власти. Когда Борис Ельцин ушел в отставку в 1999 году, он тем самым сделал Путина исполняющим обязанности президента. Теперь ни один из тех, кто хочет и дальше работать с Путиным, не смеет заявить о намерении баллотироваться, фактически парализуя общественные дебаты о том, кто был бы наилучшим кандидатом.

Двум критикам, похоже, не имеющим широкой общественной поддержки, - бывшему шахматисту Гарри Каспарову и бывшему премьер-министру Михаилу Касьянову – выпало на долю увидеть, с чем они могут столкнуться в ходе кампании, пишет газета.

После того как Касьянов заявил об участии в выборах-2008 и стал критиковать Путина, против него начали уголовное расследование в связи с обвинениями в незаконном приобретении правительственной дачи с большой скидкой. Расследование инициировал журналист, одновременно являющийся членом парламента от партии, лояльной Кремлю. "Я думаю, что оптимальной перспективой для Касьянова было бы избрание старшим по камере", – заявил депутат Александр Хинштейн.

Каспарова, который в 2005 году ездит с выступлениями по всей стране, хотя официально и не заявил о намерении баллотироваться, ущемляют региональные власти, его забрасывают яйцами, а однажды ударили шахматной доской. "Хорошо, что популярным видом спорта в СССР были шахматы, а не бейсбол", – сказал Каспаров после нападения.

На немноголюдных собраниях Каспаров встречается со скептическими настроенными бизнесменами и местными политиками, неустанно атакуя Путина, как автократа, и осуждая его политику, как угрозу не только демократическим ценностям, но также экономическому и социальному благополучию страны, пишет газета.

"Мне стыдно!" – кричал он снова и снова после того, как один из его слушателей в Нижнем Новгороде высказал предположение, что Россией надо управлять сталинским кулаком. Он напомнил о коррупции, терроризме и других признаках слабости страны, проявившихся при Путине. Его ближайшая цель, сказал он, объединить приверженцев демократии и, если понадобится, вывести их на улицы, как сделали обманутые избиратели на Украине, в Грузии и Киргизии.

"Сегодня бессмысленно обсуждать, кто будет баллотироваться и каким образом, – сказал Каспаров участникам немноголюдного собрания в Ульяновске. – На мой взгляд, то, как мы проголосуем, не принципиально. Принципиальное значение имеет наша готовность защитить свои голоса".