Петербургские памятники архитектуры могут быть выставлены на продажу. Губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко поручила своим подчиненным подготовить соответствующую законодательную базу, главной частью которой является приватизация исторических объектов. По мнению властей города, это позволит спасти от разрушения ряд шедевров архитектуры, на реставрацию и содержание которых у государства не хватает средств.
"Бояться тут нечего, ведь это собственность с большим обременением под жестким государственным контролем. Собственники будут обязаны привести памятники в порядок, иначе они будут изъяты", - сказала глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга Вера Дементьева.
Она сообщила, что готовящийся законопроект предусматривает, в частности, приватизацию памятников на льготных условиях (снижение стоимости имущества до 50%), однако при этом собственник будет обязан проводить ремонт и профилактику памятника. Кроме того, планируется вменить в обязанность собственников несколько раз в год открывать памятник для посетителей. Как ожидается, эта законодательная инициатива будет направлена в Государственную думу.
С идеей разработки законопроекта о приватизации памятников архитектуры губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко выступила на минувшей неделе.
"Безусловно, мы должны следить за тем, чтобы архитектурный облик города оставался нетронутым, но нельзя позволять разрушение многих памятников архитектуры", - сказала губернатор.
По ее словам, многие бизнесмены "говорили, что если бы арендованные дворцы были в их собственности, они бы не боялись вкладывать в реставрацию средства". В минувшую субботу Матвиенко провела объезд ряда городских памятников архитектуры и осталась недовольна их состоянием.
Матвиенко, в частности, посетила Дворец великого князя Алексея Александровича, в котором располагается филиал московского ВНИИ "Океангеология".
"Вы (институт) с 90-го года занимаете это помещение, а оно разваливается. Почему возможно, что неизвестно какие конторы с московской пропиской занимают лучшие дворцы Петербурга?" - спросила губернатор города руководителей института. Она предложила им в ближайшие дни "прибыть в Смольный с заявлением об отказе от аренды дворца либо с гарантиями его ремонта".
Кроме того, Матвиенко по результатам объезда распорядилась провести инспекцию всех зданий на Английской набережной. "Это центральная набережная нашего города, и здесь просто необходимо привести все в порядок", - сказала Матвиенко.
Она заявила о необходимости сосредоточить усилия городской и районной администрации на том, чтобы "найти инвесторов для заброшенных домов на набережной".
Кроме того, власти города намерены провести полную ревизию исторических зданий. "У каждого исторического здания в городе должен быть настоящий хозяин. Если арендаторы зданий, частные организации не выполняют требований и правил содержания зданий-памятников, с такими арендаторами договор будет без промедления расторгаться", - заявила губернатор Петербурга.
Спикер Совета Федерации РФ поддерживает идею о приватизации памятников частными лицами
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов поддерживает идею о передаче памятников архитектуры и культуры в частные руки.
"Совершенно очевидно, что никто и никогда не будет приватизировать Эрмитаж, Русский музей или Медного всадника. Однако есть архитектурные и культурные памятники, которые сегодня находятся в крайне плачевном состоянии", - отметил он.
Их приватизация, по его мнению, с условием того, что они будут отреставрированы, превращены в музей и открыты для посещения, позволит спасти эти памятники.
Спикер высказал уверенность, что такой вариант поддержали бы все без исключения петербуржцы, которые, по его словам, "последние 20 лет наблюдают, как все это разрушается и падает".
При этом Миронов считает, что процесс приватизации памятников архитектуры и культуры можно было бы распространить не только на Санкт-Петербург, но и Москву, а также другие города России. "Пусть это будет в собственности, но зато эти памятники будут украшать город и радовать наших потомков", - добавил он.
В то же время, подчеркнул он, передача в частные руки такого рода памятников должна осуществляться индивидуально, открыто и с привлечением законодательной власти с тем, чтобы этот процесс "не стал кулуарным решением только исполнительных властей".
Директор Института искусствознания Алексей Комеч предлагает доплачивать людям, которые рискнут стать собственниками памятников
Приватизация памятников архитектуры - единственный способ сохранить культурное наследие, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Института искусствознания Алексей Комеч.
Комеч согласен, что ни одна страна в мире не может содержать за счет государства памятники культуры.
"Это - чистая правда. Это единственный путь к сохранению наследия, - сказал Комеч. - Это абсолютно цивилизованный и необходимый путь". "Это не то что возможный, а просто необходимый вариант наших действий", - убежден он. "В Петербурге 500 дворцов, из которых 400 находится в неудовлетворительном состоянии. Было бы благом, если бы у них появился собственник с обязательствами их реставрации", - заметил Комеч.
При этом директор Института искусствознания также подчеркнул, что, перейдя в частные руки, памятники все равно останутся народным достоянием.
Комеч сообщил, что данная проблема затрагивалась на встрече с президентом РФ, который сказал, что приватизировать памятники архитектуры можно лишь при условии, что собственник будет выполнять все обязательства по их поддержанию и реставрации.
Директор Института искусствознания также заметил, что после принятия закона, разрешающего приватизацию памятников архитектуры, едва ли можно ожидать большого спроса на них: "Их придется отдавать не только бесплатно, а, может, даже доплачивать тому человеку, который возьмется привести их в порядок".
На сегодня процесс приватизации памятников архитектуры тормозит неразделенность федеральной и региональной собственности, сказал Комеч: "В Думе застрял закон о разделении государственной собственности. До его принятия процесс приватизации федеральных памятников остановлен. Если бы это было решено, то этот процесс пошел бы".
Памятники, находящиеся в собственности регионов, в соответствии с существующим законом, приватизировать можно, и в Москве и ряде других российских городов есть подобные приватизированные объекты, сообщил Комеч.
В приватизации памятников архитектуры есть негативные моменты
Такое мнение высказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" президент Фонда возрождения русской усадьбы Виссарион Алявдин. Он заметил, говоря об усадьбах, что государство в состоянии лишь поддерживать существующие музеи-усадьбы, и то не всегда на должном уровне, тогда как средств на восстановление брошенных усадьб нет и едва ли они появятся в ближайшее время.
Учитывая эти обстоятельства, Алявдин считает передачу усадьб в частные руки или же общественным организациям, которые могли бы сами изыскивать средства на восстановление или находить частных инвесторов, единственным цивилизованным путем, которым России следует пойти.
Алявдин признал, что в приватизации памятников архитектуры есть негативные моменты, связанные, в частности, с невозможностью гарантировать полную историческую реставрацию памятников и с определенными сложностями c их посещением. Вместе с тем он заметил, что по этим и подобным вопросам можно найти компромисс, например, путем предоставления владельцам памятников архитектуры налоговых льгот при условии выполнения ими определенных обязательств.
В любом случае, все отрицательные моменты отходят на второй план, подчеркнул Алявдин: "Мы считаем, что важнее спасти памятники, пойдя по этому пути, потому что еще лет семь-восемь - и мы просто потеряем большую часть усадеб, если ничего сейчас не сделаем".
Справка
Приватизация памятников истории и культуры в России была разрешена в 1994 году. Именно тогда президент Борис Ельцин издал соответствующий указ.
Одним из первых, кто приобрел в собственность памятники культуры, стал скульптор Зураб Церетели. Он купил две московские усадьбы - дворец Долгоруких на Пречистенке и дом Губина на Петровке. Через два года, после того, как вышел ельцинский указ, Мосгордума приняла закон, прописывающий процедуру приватизации памятников. А в июне 1997 года столичные депутаты издали постановление "О перечне объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры, разрешенных к приватизации".
По данным издания "ГаЗеТа", в этом списке значатся 399 объектов, в том числе гостиницы "Москва", "Украина" и "Ленинградская"; дом на Большой Дмитровке, где жил Лев Толстой; дом Федора Достоевского на Знаменке; несколько бывших доходных домов; кондитерская фабрика "Абрикосов и сыновья" на Малой Красносельской и многие другие. В июне 2002-го уже новый президент подписал федеральный закон "Об объектах культурного наследия", допускающий наряду с государственной собственностью частную собственность на памятники архитектуры. В нем и прописаны ограничения, которые должны соблюдать новые владельцы. Отныне памятники должны охраняться, поддерживаться в надлежащем состоянии, их нельзя перестраивать и закрывать доступ к ним простых граждан.
После выхода закона столичные власти вынуждены были отменить предыдущие решения Мосгордумы.
"Поможет ли приватизация найти средства на реставрацию памятников архитектуры?" - с таким вопросом корреспондент "Эхо Москвы" обратился к людям на улицах Москвы. Большинство единодушно сходятся в одном - главное, чтобы исторические здания не потеряли свой облик, и не важно, кто будет за это отвечать.
Впрочем, большинство опрошенных все-таки хотели бы, чтобы памятники остались в руках государства.