Мещанский суд Москвы во вторник приступил к исследованию доказательств стороны обвинения по уголовному делу в отношении Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова, сообщили в суде.
В Мещанском суде гособвинитель огласил документ, в котором "раскрывается вся подоплека атаки на "Апатит", заявил журналистам адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт. По его словам, данный документ поясняет, "кто стоит за этим и какие должностные лица выполняют его заказ". "Это гражданин Израиля, являющийся главой ОАО "Акрон", Вячеслав Кантор - главный враг Ходорковского и Лебедева", - заявил Юрий Шмидт. "Это довольно интересный документ", - подчеркнул адвокат.
Речь идет о письме председателя совета директоров АО "Апатит" Федорова, датированном 2002 г., направленном на имя заместителя генпрокурора Василия Колмогорова, в котором были даны пояснения обстоятельствам вокруг продажи 20-процентного пакета акций компании АОЗТ "Волна".
В документе Федоров указал, что ведется кампания травли "Апатита", к которой подключились некоторые госчиновники, и отдельные люди пытаются искусственно привнести в дело государственную подоплеку. Между тем государство не планировало закрепить в свою собственность какие-либо акции "Апатита", говорится в письме Федорова. Далее он высказывает мнение, что целью данной кампании против "Апатита" являлось навязывание компании 10-летнего контракта на поставку сырья "Акрону" по заниженным ценам.
С подачи "Акрона" активно муссировалась тема продажи акций "Апатита", говорится в документе. Как пояснил журналистам Шмидт, "Акрон", являющийся производителем минеральных удобрений, был заинтересован в покупке акций "Апатита" с тем, чтобы получать сырье по более низким ценам.
Ранее прокурор Дмитрий Шохин предложил сначала исследовать материалы уголовного дела, а затем выслушать показания свидетелей и представителей гражданских истцов, которыми выступают МНС России и налоговые инспекции Москвы номер 2 и номер 5. Затем доказательства суду представит защита обвиняемых.
После оглашения обвинительного заключения Ходорковский и Лебедев заявили, что намерены выступить в суде в окончательной стадии - после представления доказательств обвинения и защиты. Фигуранты дела не признают свою вину, сообщает РИА "Новости".
Обвинения, предъявленные Лебедеву, Ходорковскому и Крайнову
Генпрокуратура России опубликовала формулы обвинений, предъявленных Платону Лебедеву, Михаилу Ходорковскому и Андрею Крайнову. Формулы обвинения опубликованы на официальном сайте Генеральной прокуратуры России.
Суть предъявленных им обвинений государственный обвинитель Дмитрий Шохин огласил накануне на судебном процессе.
Как говорится в документе, "Ходорковский М.Б., работая председателем совета директоров ОАО КБ МЕНАТЕП (Банк МЕНАТЕП) в г. Москве, в 1994 году создал организованную группу лиц с целью завладения путем обмана акциями российских предприятий в период проведения приватизации и в процессе совершения преступления руководил деятельностью этой группы".
По данным прокуратуры, организованная группа лиц, которой руководил Ходорковский, "преследовала цель завладеть правом на стратегическое и оперативное управление предприятиями и коммерческими организациями, похитив их акции".
Как следует из формулы обвинения, Ходорковский и члены организованной группы обеспечили приобретение права владения, пользования и распоряжения всеми средствами акционерных обществ.
Продукцию предприятий они реализовывали подконтрольным им посредникам не по рыночной, а по заниженной цене. Посредники, в свою очередь, перепродавали продукцию потребителям по рыночной цене.
"Полученную разницу Ходорковский и действующие в организованной группе с ним лица обратили в свою пользу, чем причинили ущерб другим акционерам, которые таким образом лишились права на дивиденды от чистой прибыли", - говорится в формуле обвинения.
В организованную группу вошли работники банка МЕНАТЕП и других юридических лиц, подконтрольных банку, Ходорковскому и руководителям организованной группы.
По данным прокуратуры, в организованной группе были распределены роли. Ходорковский должен был организовывать и руководить всей деятельностью ее членов, направленной на обманное завладение акциями приватизируемых предприятий, говорится в обвинении.
"Лебедев, используя свое служебное положение президента банка МЕНАТЕП, - непосредственно руководить действиями членов организованной группы и других лиц, являющихся работниками этой коммерческой организации, и подконтрольных ему структур в процессе совершения преступления и выдавать банковские гарантии подставным коммерческим организациям, от имени которых обманным путем приобретались акции о выполнении финансовых обязательств, которые брались при оформлении сделок купли-продажи, заведомо при этом зная, что эти обязательства выполняться не будут", - говорится в документе.
По данным обвинения, Крайнов, как начальник отдела АОЗТ МФО МЕНАТЕП, "используя свое служебное положение лица, руководившего процессом создания подставных юридических лиц и обеспечения их функционирования путем назначения на должность генеральных директоров и главных бухгалтеров, подчиненных ему по работе в МФО МЕНАТЕП лиц", должен был обеспечить представление подставных коммерческих организаций для мнимого участия в инвестиционном конкурсе по продаже акций предприятий, выступить генеральным директором подставной компании АОЗТ "Волна", от имени которой мошенническим путем приобретались акции ОАО "Апатит", и в дальнейшем для обеспечения сокрытия совершенного хищения и уклонения от обязательств по оплате обеспечить передачу похищенных акций в собственность других подставных компаний.
Согласно распределению ролей, Надежда Чернышева, используя свое служебное положение начальника отдела приватизации банка МЕНАТЕП, обеспечивала подготовку заведомо подложных документов, которые должны были быть представлены в комиссию по проведению конкурса по продаже акций ОАО "Апатит", и организовывать действия лиц, направленных руководителями организованной группы для мнимого участия в инвестиционном конкурсе, и сама от имени подставной компании АОЗТ "Волна" подписать договор купли-продажи акций ОАО "Апатит", говорится в формуле.
В документе приводятся названия десятков фирм, задействованных в схемах ухода от налогов и мошеннических действиях. В формуле обвинения говорится о многомиллионных суммах, которые, по данным следствия, были незаконно присвоены подсудимыми.