В Москве 19 марта прошел саммит Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), куда входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В Кремле собрались президенты этих государств, а также стран-наблюдателей - Украины, Молдавии, Армении. Россия хочет преобразовать ЕврАзЭС в Евразийский экономический союз, и на саммите президент Дмитрий Медведев заявил, что с реформированием структуры больше тянуть нельзя. Однако главным итогом стало решение повременить с трансформацией - договор будет подписан не раньше 2015 года. Помешал Минск, у которого нашлись расхождения с Москвой, намекает пресса, чьи материалы по теме цитируют во вторник "Заголовки".
Сомнения в перспективах ЕврАзЭС в его нынешнем формате стали появляться вместе с развитием интеграционных процессов внутри сообщества между отдельными государствами, напоминает "Российская газета". Сначала Россия, Казахстан и Белоруссия запустили на троих Таможенный союз, а с 1 января этого года - и Единое экономическое пространство (ЕЭП), создав, по сути, единый рынок со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведением согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики.
- Янукович "давил на газ", а ему дали понять, что без интеграции может быть и хуже
В прошлом году Владимир Путин предложил создать Евразийский экономический союз, страны - члены ЕврАзЭС идею поддержали.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в декабре прямо заявил, что его страна больше не будет финансировать структуры и чиновников ЕврАзЭС, которые фактически уже выполнили все свои задачи. Он же всерьез настаивал на том, что ЕврАзЭС себя исчерпало, а все дальнейшее сотрудничество на пространстве целесообразно проводить в рамках ЕЭП, куда могут присоединиться и Киргизия с Таджикистаном.
Но, как выяснил "Коммерсант", Москва и Минск, не ставя под сомнение необходимость ликвидации ЕврАзЭС, пока не договорились по форме будущего интеграционного объединения и по некоторым вопросам его правосубъектности.
Как следует из оказавшегося в распоряжении газеты проекта договора, датированного 6 марта и согласованного только экспертами РФ и Белоруссии, поскольку их казахские коллеги не имели тогда на это полномочий, сложности между партнерами возникли уже на этапе придумывания названия нового объединения. Москва предлагает именовать его Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), Минск - Евразийским единым экономическим пространством (ЕАЕЭП).
В российском варианте текста говорится, что ЕАЕС имеет право заключать с третьими сторонами договоры, которые оформляются решением Высшего евразийского экономического совета (в него входят президенты).
Белорусская же версия гласит, что перед одобрением того или иного договора высшим органом организации ему надлежит пройти внутригосударственные процедуры. Тем самым сохраняется возможность блокирования решения на национальном уровне.
При этом источник в Кремле, к которому издание обратилось за комментарием, опроверг наличие разногласий при подготовке договора о реорганизации ЕврАзЭС. А знакомый уже с содержанием переговоров российский дипломат, подтвердил наличие разных точек зрения и отметил, что главная проблема - не в названии.
"Президенты обсуждали, куда дальше идти. Все зависит от того, в каких сферах будет эта интеграция. Главное, о чем они говорили, - это ее скорость и направление. Правосубъектность и все остальное вторично. У нас был подробный разговор, куда двигаться", - рассказал он.
При всем при этом Лукашенко использовал поездку в Москву, чтобы решить собственные проблемы, пишут "Новые известия". Он поспешил заручиться поддержкой России под угрозой жестких экономических санкций со стороны Запада, которая нависла над Белоруссией после спешных казней двух молодых людей, обвиненных в теракте в минском метро в апреле 2011 года.
До конца марта совет министров ЕС должен рассмотреть полный список подлежащих санкциям предприятий и бизнесменов. В частности, жесткие меры должны затронуть ключевые предприятия белорусской промышленности - госконцерн "Белнефтехим" и ключевые банки. Так что в Москву Лукашенко приехал фактически за моральной поддержкой, делает вывод газета и напоминает, что частично Москва уже подставила плечо Минску. МИД РФ выступил с призывом к Европе "воздержаться от попыток оказать давление на наших партнеров по Таможенному союзу".
Янукович "давил на газ", а ему дали понять, что без интеграции может быть и хуже
Свои интересы были и у лидера Украины Виктора Януковича - тот приехал, чтобы обсудить газовые проблемы. В последний год украинское руководство постоянно делало заявления о несправедливых условиях газового контракта с Россией, подписанного в 2009 году тогдашним премьером Юлией Тимошенко. На днях Янукович даже заявил, что непомерно высокая для Киева цена на российский газ "в долгосрочной перспективе угрожает национальной безопасности Украины".
При этом основная проблема Евразийского сообщества, которое строят Москва, Минск и Астана, в том, что к нему не хотят присоединяться другие ключевые страны, прежде всего - как раз Украина, отмечают "Известия". Накануне саммита ЕврАзЭС Виктор Янукович заявил: "Мы должны иметь основания двигаться по пути интеграции, а их мы пока не видим".
Но Украине на саммите показали, что она теряет, не вступая даже в Таможенный союз, пишет "Комсомольская правда". "Если ты участвуешь в каком-либо международном образовании, ты получаешь определенный набор привилегий. Если ты в этом правосубъектном объединении не участвуешь, соответственно у тебя могут быть сложности. Нашу позицию мы считали нужным донести до сведения некоторых наших государств-наблюдателей", - заявил Дмитрий Медведев.
Решение газового вопроса между Москвой и Киевом, как ожидается, будет приниматься на неофициальных переговорах с премьером и избранным президентом РФ Владимиром Путиным. Во вторник он принимает Виктора Януковича в правительственной резиденции в "Ново-Огарево". "Никто не уламывает Украину вступить в Таможенный союз. Мы просто показываем, какую экономическую выгоду страна получит, если присоединится", - сказал газете перед этой встречей высокопоставленный чиновник.