В Генеральной прокуратуре России произошли очередные отставки, связанные с желанием нового Генпрокурора РФ Юрия Чайки дистанцироваться от деятельности предыдущего - Владимира Устинова - и от сотрудников, выполнявших его "конфиденциальные поручения"
Телекомпания Эхо
В Генеральной прокуратуре России произошли очередные отставки, связанные с желанием нового Генпрокурора РФ Юрия Чайки дистанцироваться от деятельности предыдущего - Владимира Устинова - и от сотрудников, выполнявших его "конфиденциальные поручения" Начав с увольнения заместителей генпрокурора, Юрий Чайка добрался и до начальников управлений Генпрокуратуры
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Генеральной прокуратуре России произошли очередные отставки, связанные с желанием нового Генпрокурора РФ Юрия Чайки дистанцироваться от деятельности предыдущего - Владимира Устинова - и от сотрудников, выполнявших его "конфиденциальные поручения"
Телекомпания Эхо
 
 
 
Начав с увольнения заместителей генпрокурора, Юрий Чайка добрался и до начальников управлений Генпрокуратуры
Телекомпания Эхо
 
 
 
С должности начальника отдела гособвинителей Генпрокуратуры уволен гособвинитель Дмитрий Шохин, сделавший себе "имя" на процессах над экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским
НТВ
 
 
 
Обвинитель Камиль Кашаев, участвовавший в обоих процессах против сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, уволен с поста замначальника управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами
RTV International

В Генеральной прокуратуре России произошли очередные перестановки, связанные с желанием нового Генпрокурора РФ Юрия Чайки дистанцироваться от деятельности предыдущего - Владимира Устинова - и от сотрудников, выполнявших его "конфиденциальные поручения".

Начав с увольнения заместителей генпрокурора, Юрий Чайка добрался и до начальников управлений Генпрокуратуры, заставив уйти начальника управления по расследованию особо важных дел Владимира Лысейко, начуправления по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, внутренних дел, Госкомнаркоконтроля, ФТС и юстиции Александра Кизлыка, а также начуправления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности Владимира Титова.

Теперь дело дошло и до начальников отделов. С должности начальника отдела гособвинителей Генпрокуратуры снят гособвинитель Дмитрий Шохин, сделавший себе "имя" на процессах над экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским. Обвинитель Камиль Кашаев, участвовавший в обоих процессах против сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, снят с поста замначальника управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.

Как сообщается в среду на сайте Генпрокуратуры, Дмитрий Шохин назначен на должность начальника организационно-методического отдела управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.

Другой гособвинитель Камиль Кашаев, согласно тому же сообщению, назначен на должность заместителя начальника этого же управления, где возглавит отдел по поддержанию государственного обвинения Генпрокуратуры РФ.

В сообщении подчеркивается, что кадровые назначения осуществлены в рамках "мероприятий по совершенствованию организации деятельности в целях повышения эффективности работы, в том числе и аналитической, проводимых руководством Генпрокуратуры РФ". Переназначения Шохина и Кашаева произведены "в связи с частичным изменением структуры и штатного расписания центрального аппарата".

В сообщении Генпрокуратуры сведения, опубликованные в среду в газете "Коммерсант", об увольнении гособвинителей Дмитрия Шохина и Камиля Кашаева называются не соответствующими действительности. Также указывается, что сотрудники Генпрокуратуры, о которых идет речь в публикации, могут подать иски в суд на "газету, опубликовавшую недостоверные сведения относительно их увольнения", поскольку "эта информация нанесла вред их деловой репутации".

В указанной заметке "Коммерсант" выдвигал версию об увольнении Дмитрия Шохина и Камиля Кашаева из рядов Генпрокуратуры. По сведениям газеты, гособвинители лишились своих должностей в результате реорганизации управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, проводимой первым заместителем генпрокурора Александром Буксманом.

Должность начальника отдела гособвинителей, которую занимал Шохин, была ликвидирована, а его самого временно вывели за штат. С Кашаевым руководство Генпрокуратуры обошлось аналогичным образом: его должность замначальника упомянутого управления была ликвидирована, а сам он также был временно выведен за штат.

Коллеги уволенных прокуроров связывают их отставку не столько с делами ЮКОСа, благодаря которым они оба обрели известность, а с тем, что оба прокурора сделали успешную карьеру при Владимире Устинове и его первом заместителе Юрии Бирюкове, выполняли конфиденциальные поручения последнего, а, следовательно, считаются теперь членами чужой команды. А новый генпрокурор, по наблюдениям подчиненных, решил выкорчевать с ключевых постов возглавляемого ведомства тех, кто был излишне предан Устинову и его окружению, сообщал "Коммерсант".

"Образцовый" прокурор

Дмитрий Шохин – единственный в России гособвинитель, награжденный за свою работу орденом Почета. 31 декабря 2004 года президент Владимир Путин наградил орденами и медалями более двух десятков прокурорских работников разного ранга "за заслуги в укреплении законности и правопорядка". Однако старший прокурор отдела по поддержанию гособвинения Управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генпрокуратуры РФ Дмитрий Шохин был самым заметным человеком в этом списке.

Орденом Почета награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социально-культурной, общественной и благотворительной деятельности, позволившей существенным образом улучшить условия жизни людей, за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров, воспитании подрастающего поколения, поддержании законности и правопорядка.

Дмитрий Шохин с апреля 2003 года выступал гособвинителем при повторном рассмотрении дела следователя по особо важным делам следственного комитета при МВД РФ Павла Зайцева, обвиненного в превышении служебных полномочий в ходе расследования дела о контрабанде мебели в ТЦ "Три кита". Зайцев был оправдан судом, но Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение. Повторный процесс начался 23 апреля 2003 года. 3 июля народные заседатели обвинили Дмитрия Шохина в оказании давления и взяли самоотвод. Шохина сменил новый обвинитель. 9 ноября 2003 года Мосгорсуд приговорил Павла Зайцева к двум годам условно с испытательным сроком год.

С 31 июля 2002 года Дмитрий Шохин выступал гособвинителем на процессе в Гагаринском межмуниципальном суде Москвы по делу бывшего президента компании СИБУР Якова Голдовского и его заместителя Евгения Кошица, обвиненных в злоупотреблении служебным положением. 25 сентября 2002 года суд приговорил обоих к семи месяцам лишения свободы за злоупотребление служебным положением и освободил от наказания, поскольку подсудимые отбыли этот срок в СИЗО.

С 2 февраля 2004 года Шохин выступал гособвинителем в Мосгорсуде на процессе по делу об убийстве депутата Госдумы Сергея Юшенкова. Суд приговорил к 20 годам лишения свободы за организацию убийства Михаила Коданева, исполнитель убийства Александр Кулачинский также получил 20 лет тюрьмы, их сообщники Игорь Киселев и Александр Винник получили соответственно 11 и 10 лет. Еще двоих обвиняемых - Антона Дрозда и Владислава Палькова - присяжные оправдали.

Был государственным обвинителем по делу Василия Шахновского, бывшего вице-мэра Москвы, несостоявшегося члена Совета Федерации и сотрудника ЮКОСа. Прокуратура обвинила его, а суд счел доказанным, что бывший глава компании "ЮКОС-Москва" сознательно уклонялся от уплаты налогов на сумму в 28,5 млн рублей. Василий Шахновский был приговорен к одному году лишения свободы и тут же освобожден от наказания в связи, как было сказано, "с изменением обстановки". Шахновскому зачли то, что у него есть трое несовершеннолетних детей, государственные награды, ущерб он налоговикам компенсировал, в ЮКОСе ко времени вынесения приговора не работал и общественной опасности не представляет.

Прокурор Шохин после завершения дела получил повышение в звании - из майора стал полковником. Считался фаворитом первого заместителя генпрокурора Юрия Бирюкова, под началом которого находилось управление по расследованию особо важных дел.

Кроме маленького роста, худобы и неприметной внешности, журналисты отмечают в Шохине и профессиональные приметы обвинителя: материалы дела Шохин оглашает ровным и монотонным голосом, целиком зачитывает все имеющиеся в 8-томном деле документы, включая, например, часовый "Обзор отрасли добычи и переработки фосфатов", оценивающий запасы апатитового концентрата в Марокко и Иордании.

Характерны также купюры, которые Шохин делает в материалах дела. Так, в один из дней процесса прокурор декламировал вслух записи из ежедневника неизвестного автора, изъятого в офисе МЕНАТЕПа, - до последней стрелки в схеме. Опустил он лишь одно слово, крупно написанное во всю страницу и обведенное в рамку: "Пиво".

Процессуальный противник прокурора Шохина адвокат Генрих Падва, защищавший Ходорковского, прокомментировал его отставку с поста начальника отдела гособвинителей: "Я не знаю его должностных обязанностей, может, они были чисто административные. Но, поучаствовав с ним в процессе, могу высказать мнение, что это совершенно бездарный гособвинитель, который умел лишь повторять доводы обвинительного заключения, а его собственные доводы, как правило, были нелепыми. Приговор по делу Михаила Ходорковского (восемь лет заключения) был вынесен не благодаря таланту прокурора Шохина, а в силу особенности этого дела. Дерзить, хамить, передергивать и искажать факты – это он умел, доказать же людям правоту он не в состоянии. Не случайно же в суде присяжных по делу об убийстве Пола Хлебникова он получил оправдательный приговор".

Ранее Генрих Падва не раз обвинял Шохина в умышленном затягивании процесса. Впервые это случилось после того, как прокурор на процессе четырежды зачитал один и тот же документ из досье обвинения.

Между тем уголовное дело Михаила Ходорковского, длительному заключению которого посодействовал прокурор Шохин, находится с 5 июня и по сей день на изучении в Верховном суде России. По словам Генриха Падвы, его радует, что суд не спешит с ответом: "Тщательно изучить такое дело за месяц-два невозможно".

Что же касается второго прокурора-отставника Камиля Кашаева, то именно он в 2003 году сменил Шохина в упомянутом деле "Трех китов" и добился условного приговора следователю Зайцеву. А 30 марта 2005 года, когда Мосгорсуд объявил 20-летний срок лишения свободы для сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина (по его первому делу), обвинителю Кашаеву руководство поручило появиться перед телекамерами и сделать ряд важных заявлений, выходящих за рамки дела. И прокурор поведал прессе без всяких доказательств, что акционер ЮКОСа Леонид Невзлин лично передавал Алексею Пичугину фотографии будущих жертв. Он также решил приплести к делу и отца Ходорковского, заявив, что Сергей Горин, якобы помогавший Пичугину убивать, а потом и сам убитый Пичугиным, перед смертью заезжал к отцу Михаила Ходорковского и рассказывал тому "об убийствах в ЮКОСе".