Голосуя по НПО, депутаты показали, что Общественная палата - лишь "свисток для выпускания пара"
Архив NEWSru.com
Голосуя по НПО, депутаты показали, что Общественная палата - лишь "свисток для выпускания пара" Новая инстанция станет пристальнее контролировать иностранные организации
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Голосуя по НПО, депутаты показали, что Общественная палата - лишь "свисток для выпускания пара"
Архив NEWSru.com
 
 
 
Новая инстанция станет пристальнее контролировать иностранные организации
Вести
 
 
 
Депутаты от партии "Единая Россия" иногда обижаются оттого, что их не понимают
RTV International

Государственная Дума не поддержала предложение перенести на более позднее время запланированное на среду рассмотрение во втором чтении законопроекта о неправительственных организациях (НПО).

Предложение перенести рассмотрение этого документа на весеннюю сессию внес представитель фракции КПРФ Олег Смолин. Он напомнил, что ряд членов Общественной палаты обратились к Госдуме с просьбой продолжить доработку этого документа и не рассматривать его в среду, сообщает "Интерфакс".

"Голосуя по моему предложению, мы продемонстрируем, воспринимаем ли мы всерьез Общественную палату или это только свисток для выпускания пара", - сказал Смолин.

Однако председатель профильного комитета - по делам общественных объединений и религиозных организаций - Сергей Попов сказал, что действительно поступило обращение от части членов Общественной палаты перенести рассмотрение этого законопроекта, однако поступило обращение и от другой части членов Общественной палаты, которые активно участвовали в доработке законопроекта и которые настаивают на его рассмотрении в среду. В результате предложение Смолина поддержали лишь 78 депутатов.

Новая инстанция станет пристальнее контролировать иностранные организации

Депутаты от партии "Единая Россия" иногда обижаются оттого, что их не понимают. Поэтому для верных приверженцев президента Владимира Путина было так важно пробить небольшое изменение в государственном бюджете на будущий год. Они выкроили полмиллиарда рублей (14,5 млн евро) "на развитие демократии в России и за рубежом". Это должно показать, что кремлевской партии не просто дорога демократия, а что она готова за нее платить. У Никиты Белых, главы оппозиционного Союза правых сил, нашелся на это один ответ: "Какая чушь!" Ведь на самом деле "Единая Россия" делает все, чтобы не дать развиваться гражданскому обществу, пишет в среду немецкая газета Suddeutsche Zeitung.

И он в своем мнении не одинок. Конгресс США, Европарламент, Совет Европы и многие другие западные институты с большой озабоченностью отреагировали на законопроект, который сегодня должен быть принят Думой во втором чтении.

Если проект под номером 233364-4 станет законом, то, возможно, в России под вопросом окажется свободная деятельность независимых местных и иностранных организаций. Закон призван регулировать регистрацию и работу некоммерческих организаций. Организациям, чьи цели "противоречат конституции и законодательству Российской Федерации", в регистрации должно быть отказано. (Перевод на сайте Inopressa.ru)

Российские правозащитники считают это двусмысленное положение опасным. Они полагают, что на самом деле речь идет о том, чтобы заткнуть рот гражданскому обществу. Кремль боится собственных граждан и хочет отобрать у них последнюю возможность проявлять свою активность, отмечают либеральные оппозиционеры в совместной резолюции. Встревоженные "оранжевой революцией" в соседней Украине власть имущие хотят задушить в зародыше возможность мирных массовых протестов в собственной стране.

И действительно, российское руководство с тревогой наблюдало за деятельностью организаций, прежде всего американских, по демократизации Украины. Соответственно, президент Владимир Путин обосновал необходимость закона о НПО большой опасностью, которая якобы угрожает России. "Закон нам нужен только для того, чтобы обезопасить нашу политическую систему от вмешательства извне, для того, чтобы обезопасить наше общество и граждан от распространения какой-то террористической идеологии, человеконенавистнической идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской", – сказал он.

Парламентарии в Соединенных Штатах и в Европе считают подобные аргументы надуманными. Для защиты национальной безопасности имеются более целенаправленные и более подходящие средства, напомнила американская палата представителей в своей резолюции. Данный законопроект несовместим с пребыванием в рядах западных демократий, считают американские конгрессмены. Европарламент, в свою очередь, напомнил Думе о том, что "независимые НПО являются ключом к сильному и работоспособному гражданскому обществу".

Нельзя сказать, что российский президент остался совсем равнодушным к критике. После первого чтения, состоявшегося в конце ноября, он предложил внести в законопроект ряд изменений. Теперь иностранным НПО не придется регистрироваться в качестве российских организаций, что делало невозможной их независимую деятельность. Несмотря на это смягчение позиций, критика законопроекта не умолкает. НПО чувствуют в нем для себя угрозу, так как они становятся подотчетными специально созданной для этого инстанции и им придется опасаться усиления налоговых проверок.

"Это ненужный законопроект, вся его концепция ошибочна. Неважно, насколько он будет изменен, ничего хорошего из этого не выйдет", – предостерегает глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Уже имеется достаточное количество законов, считает она, которые позволяют контролировать финансы и конституционность тех или иных организаций. На самом деле речь идет лишь о том, чтобы поставить "неправительственные организации под контроль власти".

Юрий Джибладзе, глава московского Центра развития демократии и прав человека, тоже видит "самую большую опасность в произвольном толковании закона бюрократами". Он считает, что возникнет колоссальный орган, который будет служить лишь одной цели – контролю над гражданским обществом. Защищаться от этого нужно "легальными средствами", в частности, через Конституционный суд. "В качестве последнего средства нам остается гражданское неповиновение", – добавляет он.