Россия медленно, но уверенно восстанавливает свои позиции в Африке. Об этом заявил политолог Сириль Бре в интервью, опубликованном в газете Atlantico.
Отвечая на вопрос издания о том, почему РФ инвестирует в Африку и в чем интерес Владимира Путина в том, чтобы повернуться к этому континенту, эксперт назвал ряд причин.
Первая, по его словам, - материальная. "Как и все крупные нарождающиеся экономики и крупные страны-производители углеводородов, Россия располагает очень большими запасами валюты. (...) В настоящее время их объемы достигают 360 млрд долларов", - заявил Бре, слова которого приводит сайт InoPressa.
Чтобы эти средства не способствовали росту инфляции, их необходимо инвестировать, а внутренние инвестиции не способны поглотить эту манну, поэтому их следует инвестировать в другом месте. Африка же представляет собой континент, обладающий огромным потенциалом демографического и экономического роста.
Благодаря инвестициям Россия вновь вступает в международное соревнование: помимо нее, Африка находится в сфере внимания Франции, США и Китая. Бре напоминает, что в советский период Москва активно присутствовала в Анголе, Мозамбике, Египте. Таким образом теперь, отмечает он, речь идет именно о возвращении Россией утраченных ранее позиций, а также о желании Москвы использовать Африку для "возвращения статуса международной державы".
В статье также отмечается, что в то время как во времена холодной войны РФ занимала Африке лидирующие позиции, теперь она возвращается на континент как аутсайдер. Говоря о конкуренции за африканский континент между РФ и Китаем, политолог называет две страны "неравноценными партнерами".
Китай может вложить намного больше, чем Россия. По данным Всемирного банка валютные запасы Пекина оцениваются в 4 трлн долларов. Политолог назвал соревнование между двумя странами "соревнованием слона и мыши". В Африке нет и сотрудничества между Пекином и Москвой: они действуют в различных секторах, отмечает Atlantico.
Ранее наблюдатели отмечали, что в последние годы китайская экспансия все активнее охватывает африканские страны. В 2009 году Китай сместил США с места лидера в торговом партнерстве со странами Африки. В 2013 году объем торговли между КНР и государствами Черного континента превысил 210 млрд долларов, в том числе 25 миллиардов прямых инвестиций. Эксперты признавали, что, с одной стороны, китайские инвестиции подстегивают экономический рост и борьбу с бедностью в Африке. С другой стороны, Пекин ничего не делает бескорыстно: его обвиняют в выкачивании природных ресурсов континента на выгодных для себя условиях. Добавим, помимо природных ресурсов, китайцев со всей очевидностью интересуют африканские невесты.
На этой почве в 2012 году возник скандал между США и Китаем. Хиллари Клинтон, будучи госсекретарем США, в ходе турне по Африке обрушилась на страны, которые "дают Африке деньги и не заботятся о том, что эти средства попадают в руки авторитарных правителей". Хотя глава американской дипломатии не назвала никого конкретно, в Пекине приняли ее слова на свой счет. Китайские власти, комментируя заявление Клинтон, в свою очередь обвинили Вашингтон в попытке "вбить клин между Китаем и Африкой".