Глава Минэкономразвития Герман Греф и член Еврокомиссии Паскаль Лами на саммите Россия-ЕС в Москве подписали протокол о завершении переговоров России и ЕС по присоединению РФ ко Всемирной торговой организации.
Подписанный протокол определяет условия взаимного доступа на рынки товаров РФ и ЕС. Суть договоренностей пока не раскрывается, но, видимо, на уступки пошел Евросоюз. После подписания документа президент России Владимир Путин заявил: "Тот факт, что ЕС пошел нам навстречу на переговорах по ВТО, не может не сказаться на позитивном отношении Москвы к вопросу о ратификации Киотского протокола. Мы будем ускоренно двигаться к ратификации".
Переговоры о вступлении в ВТО для России с подписанием протокола не закончены, однако стоит отметить, что именно разногласия с руководством Евросоюза были главным препятствием на пути в эту организацию. Аналогичные протоколы необходимо подписать с Китаем и США, но эти переговоры, предположительно, должны пройти гораздо легче и быстрее.
Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 года, но надежды на достижение цели то и дело разбивались о сложные проблемы с отдельными торговыми партнерами, по которым Москве надо достичь соглашения до вступления.
Осенью прошлого года казалось, что переговоры зашли в тупик. Путин публично обвинил ЕС в "выкручивании рук" и пообещал не поддаваться давлению. Теперь Россия и ЕС достигли значительного прогресса в самом сложном вопросе: низких внутренних ценах на газ в России. Путин утверждает, что эти цены являются важным конкурентным преимуществом для страны, обладающей крупнейшими в мире газовыми резервами, но чиновники ЕС до недавнего времени называли их недобросовестным субсидированием российской промышленности.
Нынешний саммит, напротив, прошел в очень дружественной атмосфере. Встречаясь днем с президентом России Владимиром Путиным, Романо Проди сообщил, что Россия и ЕС дополняют друг друга, "как икра и водка". Проди попросил российские власти как можно скорее ратифицировать документы по взаимоотношениям расширившегося Евросоюза с Россией, а в ответ пообещал "заботиться об обеспечении прав русскоязычного меньшинства" в странах Прибалтики, 1 мая ставших членами ЕС.