Экономист Андрей Илларионов полагает, что сегодня Россия находится на пороге гражданской войны, страну охватил институциональный кризис, а "героями нашего времени становятся бандиты и шпана"
Архив NEWSru.com
Экономист Андрей Илларионов полагает, что сегодня Россия находится на пороге гражданской войны, страну охватил институциональный кризис, а "героями нашего времени становятся бандиты и шпана" Он назвал выборы 2 декабря 2007 года и 2 марта 2008 года спецоперацией, а сформированное правительство нелигитимным. "Властное насилие одних людей над другими допустимо и терпимо при условии легитимности такой власти", - заявил он
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Экономист Андрей Илларионов полагает, что сегодня Россия находится на пороге гражданской войны, страну охватил институциональный кризис, а "героями нашего времени становятся бандиты и шпана"
Архив NEWSru.com
 
 
 
Он назвал выборы 2 декабря 2007 года и 2 марта 2008 года спецоперацией, а сформированное правительство нелигитимным. "Властное насилие одних людей над другими допустимо и терпимо при условии легитимности такой власти", - заявил он
Вести
 
 
 
По его словам, основная проблема недемократической России заключается в том, что никто не знает, по каким правилам пройдет назначение, но все знают, кто будет и президентом и премьером
Архив NEWSru.com

Экономист Андрей Илларионов полагает, что сегодня Россия находится на пороге гражданской войны, страну охватил институциональный кризис, а "героями нашего времени становятся бандиты и шпана". Илларионов - в прошлом экономический советник Владимира Путина, а ныне - президент фонда "Институт экономического анализа" и старший научный сотрудник Института Катона - видит выход из кризиса в работе Национальной ассамблеи, инициатором создания которой он и стал.

Институциональный кризис, по его определению, это не просто бессилие закона или отсутствие гарантий, "это возведенный в норму правовой беспредел при отсутствии иные механизмов отношения власти с людьми, кроме наглого агрессивного давления".

"Благодаря власти героями нашего времени становятся люди, демонстрирующие вызывающее насилие. Бандиты и шпана. Мало осталось стран современного мира, в какой было бы такое демонстративное презрение к закону. И такое количество агрессивных внутри- и внешнеполитических заявлений от чиновников самого разного уровня - начиная с президента. Все это - отражение психологии людей, не умеющих пользоваться иными способами решения проблем, кроме шантажа, подкупа и насилия", - заявил экономист в интервью "Собеседнику".

Он назвал выборы 2 декабря 2007 года и 2 марта 2008 года спецоперацией, а сформированное правительство нелигитимным. "Властное насилие одних людей над другими допустимо и терпимо при условии легитимности такой власти", - заявил он.

Илларионова не интересует результат выборов, он делает акцент на процедуре: "В демократических странах до выборов никто не знает, кто будет президентом, кто станет премьер-министром, но все знают, каковы правила, по которым их избирают. До выборов в Германии никто не знал, кто станет канцлером - Шредер или Меркель. До выборов во Франции никто не знал, кто станет президентом - Руайаль или Саркози. В США сейчас никто не знает, кто станет следующим президентом страны - Клинтон, Обама или Маккейн".

По его словам, основная проблема недемократической России заключается в том, что никто не знает, по каким правилам пройдет назначение, но все знают, кто будет и президентом и премьером.

"На свободных конкурентных честных выборах в России должны были бы участвовать и Каспаров, и Касьянов, и Буковский, и Рыжков, и Шенин, и Сергей Иванов, и Сечин, и Устинов, и Глазьев, и Рогозин, и Явлинский, и Чубайс, и Немцов, и Хакамада, и Медведев, не говоря уже о Зюганове и Жириновском", - говорит Илларионов.

Он назвал причины, почему Медведев получил 70% голосов российских избирателей: "Все перечисленные кандидаты должны были бы иметь свободный доступ к СМИ, не иметь ограничений в распространении своих взглядов, позиций, материалов. Выборы должны были бы проходить без использования административного ресурса, шантажа, подкупа, угроз, без присутствия милиции и ОМОНа на избирательных участках, без оккупации улиц и площадей городов страны "нашистами" и внутренними войсками. Результаты выборов должны были бы быть подсчитаны в точном соответствии с фактическими результатами и быть проверены наблюдателями от всех политических сил на всех этапах подведения их итогов".

Касаясь "медведевского царствования", Илларионов отказался делиться мрачными прогнозами. "Но оптимистических взять, увы, неоткуда. У сегодняшней власти по сути дела есть только два варианта - либо приобрести легитимность (что она может сделать исключительно через свободные конкурентные честные выборы и чего она, как видим, делать не собирается), либо усугублять свою нелегитимность, демонстрируя и применяя насилие", - сказал экономист.

"Мои сдержанные надежды, вызванные началом работы Национальной ассамблеи, связаны с попыткой решения противоречий и конфликтов, существующих в обществе, путем мирного обсуждения и добровольных договоренностей. Депутаты Ассамблеи работают на основе простейших, базовых принципов - признание юридического равенства друг друга, отказ от насилия, демократическая организация общественной жизни. Пусть это первый, пусть скромный, но это шаг российского общества прочь от институциональной катастрофы, прочь от гражданской войны", - заявил Илларионов.

Илларионов: экономика России погрязла в коррупции

Ситуацию в отечественной экономике у Илларионова "язык не повернулся" оценить как положительную из-за коррупции. "Настоящий российский кризис связан не только и не столько с падением цен на энергосырье. Не в нефти проблема. Какими могли бы быть темпы экономического роста в России, если бы не было такого уровня коррупции, бюрократического и правового беспредела? Если бы не было такого разрушения институционального фундамента современного государства и современного общества?"

По его словам, другие государства, выросшие из той же советской шинели, демонстрируют более высокие темпы экономического роста при даже менее благоприятных стартовых условиях".

"Я никак не мог ему объяснить, как это могло выйти, чтобы IPO государственной компании "Роснефть" с капитализацией около 100 миллиардов долларов не принесло российскому госбюджету ни копейки. Все средства от ее приватизации поступили на ее же собственный счет! Это все равно как если бы за продажу содержимого склада всю выручку от проданного получил бы не собственик имущества, а его сторож", - заявил Илларионов.

Экономист считает, что можно и нужно возмущаться залоговыми аукционами девяностых, когда государственная собственность действительно распродавалась задешево. "Сибнефть", ЮКОС, "Норильский никель" - все эти аукционы проходили с массой нарушений. Но в их результате в государственный бюджет поступали некоторые средства. Ничтожные, даже по меркам середины 1990-х, это правда - 100 миллионов долларов, 150 миллионов долларов. Но поступали. При приватизации "Роснефти" и РАО "ЕЭС" - ни копейки. Такого в истории нашей страны не было никогда. За всю ее историю", - говорит Илларионов.

"Главные проблемы сегодня - уничтожение правопорядка и чудовищный рост насилия. Рост его в российском обществе, во всех его частях до небывалого уровня. По разрыву между уровнем насилия и уровнем экономического развития наша страна занимает одно из малопочетных первых мест в мире. Наряду с ЮАР, Гаити, Гватемалой, Колумбией", - заявил экономист.