Россия готова к ключевым переговорам с ЕС по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве, началу которых до недавнего времени мешало вето Литвы. Все 27 стран Евросоюза достигли согласия о директиве на переговоры ЕС-Россия по новому базовому соглашению, заявил "Интерфаксу" представитель председательствующей в ЕС Словении. Реакция из Москвы на брюссельское решение пришла заранее: на переговорах с французским коллегой глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия к переговорам готова давно.
Встреча глав МИД России и Франции прошла в среду. В Брюсселе в это время заседал комитет постоянных представителей ЕС. Его решение в понедельник должен утвердить Совет министров иностранных дел ЕС. В таком случае старт переговорам будет дан на саммите ЕС-Россия в Ханты-Мансийске в конце июня.
Днем ранее, во вторник, глава МИД Литвы Пятрас Вайтекунас заявил, что мандат на начало переговоров с Россией страны Евросоюза могут согласовать уже 26 мая. Литва была единственной из 27 стран Евросоюза, которая в конце апреля на встрече в Люксембурге, заблокировала начало переговоров с Россией.
Лавров: мы давно уже готовы
По словам российского министра иностранных дел Лаврова, у России и Евросоюза много конкретных задач, предстоят переговоры о новом соглашении о стратегическом партнерстве. "Предстоит продолжать работать над дальнейшим улучшением режима взаимных поездок наших граждан, включая выход на безвизовый режим, предстоит серьезно работать над развитием нашего взаимодействия с целью обеспечения безопасности в сфере внешней политики и обороны", - сказал глава МИД России на пресс-конференции по итогам переговоров с французским коллегой Бернаром Кушнером.
"Россия и ЕС тесно взаимодействуют над урегулированием многих кризисных ситуаций, включая Ближний Восток, иранскую ядерную программу, включая миротворческие усилия на африканском континенте", - подчеркнул он. "Сегодня Бернар Кушнер сообщил, что Евросоюз будет готов в ближайшие дни одобрить мандат на переговоры о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, - сказал Лавров. - Как только это произойдет, Россия будет готова к переговорам".
Произошло это не "в ближайшие дни", а через пару часов.
По словам Лаврова, Россия расценивает отношения с Евросоюзом как один из ключевых факторов создания единой Европы без разделительных линий. "Россия, как вы знаете, давно готова к этим переговорам. Мы терпеливо ждали, пока на такую степень готовности выйдет Европейский союз", - заявил Сергей Лавров.
Трудный путь к переговорам
Новое стратегическое соглашение призвано заменить устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, срок действия которого истек в декабре 2007 году. Долгое время начало переговоров о выработке нового стратегического соглашения, блокировалось Польшей. Варшава наложила вето на старт переговоров, после того как Россия ввела запрет на ввоз польской сельскохозяйственной продукции. Из-за этого управляющий орган ЕС - Еврокомиссия - не могла получить мандат на ведение переговоров о новом соглашении с Россией. Поляки получили поддержку литовцев.
Когда Россия отменила эмбарго, Польша сняла свое вето, однако Вильнюс продолжал настаивать на блокировании переговоров вплоть до середины мая, когда по итогам переговоров с министром иностранных дел председательствующей в ЕС Словении Дмитрием Рупелом, глава литовского МИДа заявил об отказе Вильнюса от вето при условии учета в ходе переговоров позиции Литвы.
Вильнюс заявил, что поддержит мандат на переговоры при условии, что в него будут включены четыре декларации, которые закрепят обязательство России выполнять требования Энергетической хартии и возобновить поставки нефти в Литву по нефтепроводу "Дружба", а также обяжут Россию конструктивно решать "замороженные конфликты" в Грузии и Молдавии, сотрудничать со странами членами ЕС в расследовании уголовных дел и выполнять обязательства, принятые Россией в ходе вступления в Совет Европы.
Кроме того, Вильнюс добивался, чтобы к мандату о переговорах была добавлена дополнительная декларация о возмещении ущерба лицам, депортированным из оккупированных стран Балтии. По мнению литовских дипломатов, Россия взяла на себя такие обязательства, вступая в Совет Европы.
Требования Литвы фактически блокировали начало переговоров ЕС с Россией, итогом которых должен стать договор о стратегическом партнерстве и сотрудничестве. С целью поиска выхода из сложившейся ситуации в Вильнюсе прошла встреча главы МИД председательствующей в ЕС Словении, а также Швеции, Польши и Литвы, где позиция Вильнюса была поддержана. Однако затем на уровне послов стран ЕС требования Литвы поддержали не все страны ЕС.
20 мая, во вторник, на четырехсторонней встрече в Риге министры иностранных дел Литвы, Латвии, Эстонии и Германии обсудили актуальные для Европейского союза вопросы.
После встречи с европейскими коллегами литовский министр заявил, что "Россия является значимым партнером ЕС, а договор о партнерстве с ней является очень важным". При этом он подчеркнул, что "достигнутое в Вильнюсе соглашение является шагом, необходимым для утверждения мандата".
В среду председатель сейма (парламента) Литвы Чесловас Юршенас в интервью частному радио Ziniu radijas не исключил, что Вильнюс может пойти на уступки в решении вопроса о мандате на начало переговоров между Евросоюзом и Россией. Он признал, что выдвинутые Литвой требования включить в мандат ЕС на переговоры с Россией четыре декларации "действительно, может, и вызвали определенное раздражение, кое-где, может, и недовольство". "Но, думаю, мы поступили правильно, требуя, чтобы мандат ЕС на переговоры с РФ был крепче, понятнее", - подчеркнул Юршенас.
Мандат на начало переговоров между ЕС и Россией о заключении нового договора о стратегическом партнерстве и сотрудничестве может быть утвержден 26 мая на ближайшем заседании Совета общих дел и внешних сношений ЕС, заявил журналистам глава МИД Литвы Пятрас Вайтекунас.
На прошедшей 21 мая в Москве встрече Сергея Лаврова с Бернаром Кушнером глава МИД Франции заявил, что первая глава будущего соглашения о партнерстве, будет называться "Оборона и безопасность в Европе".
Также он отметил, что Россия "является необходимым партнером, а не только географическим соседом". "Мы хотим изобрести новый язык и установить диалог, особенно по европейской политике в области безопасности и обороны", - отметил глава МИД Франции.