В Ингушетии неоднозначно восприняли назначение новым премьер-министром Алексея Воробьева. Оппозиционеры полагают, что человек, не знающий ингушского языка и местной специфики, плохо справится с работой. В то же время сторонники нового премьера указывают, что он свободен от влияния местных кланов. Сам глава правительства говорит, что знаком с Кавказом не понаслышке и среди ингушей "чувствует себя комфортно".
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров отправил местное правительство в отставку 5 октября в связи с коррупцией в республике, а также неудовлетворительной ситуацией в социально-экономической сфере и агропромышленном комплексе. Исполняющим обязанности премьера сразу стал секретарь Совета безопасности Ингушетии Алексей Воробьев. Тем самым президент дал понять, что предыдущий премьер Рашид Гайсанов в правительстве не останется, пишет "Коммерсант".
Во вторник ингушский парламент утвердил нового премьер-министра. За него проголосовали 22 депутата, против - лишь двое. Депутаты особо отметили русское происхождение претендента на должность. "То, что он русский, значит, что он свободен, не связан с кланами и тейпами. Это большой плюс", - заявила глава комитета парламента по межнациональным и международным отношениям Марьям Амриева.
А вот представители ингушской оппозиции считают, что успешно руководить правительством может только ингуш. "Он не сможет разговаривать со старейшинами и вникать в проблемы ингушей, не зная языка и национального менталитета", - заявил лидер оппозиции Магомед Хазбиев. Президент сам "не очень хорошо знает республику", а в его окружении мало "профессиональных и честных людей из числа ингушей", посетовал оппозиционер.
Алексей Воробьев заверил, что в Ингушетии чувствует себя комфортно. "Незнание языка, языковой барьер не мешают мне в общении, в том числе и в отдаленных уголках республики, потому как каждый житель прекрасно здесь изъясняется на русском языке", - заметил он. "В случае каких-то сложностей всегда найдется переводчик", - добавил новый премьер.
Алексей Воробьев - уже третий человек со стороны в команде Евкурова. До этого его советником по силовым структурам стал Николай Глущенко, служивший ранее в органах госбезопасности Чечено-Ингушетии, а в последнее время - в правоохранительных органах Ставропольского края. А еще раньше президентскую администрацию возглавил Владимир Борщев, служивший в центральном аппарате ФСБ России.
Русский премьер на Кавказе появляется не впервые, отметил вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с Газетой Gzt.ru. "Такие примеры были в Чечне, Кабардино-Балкарии. А в Карачаево-Черкесии премьером стал даже представитель греческой диаспоры, но он долгое время работал в столице", - напомнил политолог.
"Цель таких назначений - усиление контроля федерального центра над республиками, - пояснил Макаркин. - На Кавказе возможности центра в этом смысле ограничены. Кроме того, специально выбираются такие кандидатуры, которые несут ответственность за финансовые потоки. Евкуров - удачная для Кремля кандидатура, но он никогда не занимался бюджетом, он человек военный".
"Не исключено также, что с помощью Воробьева предпринимается попытка переставить клановые фигуры. Когда пришел Евкуров, началось массовое возвращение людей, связанных с Русланом Аушевым, первым президентом Ингушетии. И в Москве, судя по всему, было решено отправить в республику человека вне кланов", - заключил эксперт.