Мать российского оппозиционера Александра Долматова, найденного мертвым в голландской депортационной тюрьме после отказа в политубежище, получила по электронной почте ответ из кабинета королевы Нидерландов Беатрикс о том, что ее письмо к монарху получено. Об этом сообщает соратник Долматова по коалиции "Другая Россия" Эдуард Лимонов в своем блоге, публикуя собственный перевод ответного послания.
"В соответствии с конституционной практикой в Нидерландах, ваше письмо было направлено к государственному секретарю по безопасности и юстиции. Примите мою искреннюю симпатию и сердечные соболезнования по поводу смерти Вашего сына", - говорится в письме за подписью исполнительного директора королевского офиса Ф.Принсена.
- Адвокаты: Долматов опасался за свою жизнь, и его нашли повешенным
Кроме того, посол Нидерландов в РФ в среду посетит мать Долматова по ее месту жительства, сообщает Лимонов. Связаны ли между собой эти два события, пока не ясно.
Накануне Лимонов сообщал, что в голландское посольство в Москве было передано обращение матери Долматова Людмилы Дорониной к Беатрикс, "как к королеве и матери троих сыновей", с просьбой поручить провести полное независимое расследование обстоятельств, приведших к смерти ее сына.
Женщина просит прояснить, как он погиб и на каком основании Долматова, попросившего повторно рассмотреть его просьбу о политубежище перевели из центра для беженцев в Амстердаме в депортационную тюрьму в Роттердаме, откуда собирались выслать в Россию - "вопреки законам Голландии".
Адвокаты: Долматов опасался за свою жизнь, и его нашли повешенным
Тем временем на сайте Ассоциации адвокатов России за права человека (ААРПЧ) появился отчет о последних пяти днях жизни Долматова, составленный на основании сведений, полученных нидерландским правозащитником, главой международной сети по делам беженцев United Гиртом Атисом от голландского адвоката Марка Вингардена, представлявшего интересы россиянина.
Согласно этим данным, за несколько дней до смерти поведение оппозиционера резко изменилось: он перестал говорить о России, россиянах и ФСБ, хотя ранее свободно и открыто говорил о проблемах на родине и о людях, а тут вдруг начал считать, что его безопасности что-то угрожает, перестал контактировать с Вингарденом.
Вингарден посчитал странным такое внезапное изменение в поведении, однако на прямой вопрос, угрожал ли кто-то оппозиционеру, Долматов отвечал отрицательно. Адвокат предложил ему связаться с представителями службы безопасности Нидерландов для обеспечения безопасности. Согласился Долматов или нет - пока не сообщается.
В последнее время Долматов не приходил на встречи с ним, не отвечал на телефонные звонки и sms-сооющения. В итоге Вингарден самостоятельно принял решение о подаче апелляции на отказ в политубежище и сделал это 11 января.
После этого, по его словам, события начали развиваться стремительно. 13 января Долматов самостоятельно вызвал полицию, считая, что его жизни что-то угрожает. Приехавшие полицейские не нашли доказательств какой-либо угрозы жизни россиянина, однако отвезли его в участок, "так как он был сильно возбужден".
14 января Долматова задержали, о чем Вингарден, по его словам, не был уведомлен. 16 января Долматова доставили в депортационный центр в Роттердаме, где поместили в спецблок для беженцев с психологическими проблемами и склонных к суициду. Там он находился один. А утром 17 января его нашли повешенным, сообщил Вингарден.
Ранее Атис отмечал, что Долматова оставили в тюрьме для беженцев, хотя ране он уже предпринимал несколько попыток суицида.
Теперь Вингарден пытается выяснить для матери Долматова, когда тело ее сына будет доставлено в Россию: по оценкам нидерландской похоронной службы, взявшей на себя вопросы репатриации, это займет не менее трех недель.
Столь длительный срок связан с российской бюрократией, подчеркивает Атис, хотя все транспортные расходы на себя взяли власти Нидерландов, отмечает правозащитник.
При этом связь с матерью Долматова должно производить посольство России в Гааге, так как тот являлся гражданином РФ, считают голландские власти.
В настоящее время ведется расследование, к которому привлечены полиция, службы здравоохранения и безопасности Нидерландов. Европарламентарии также подняли вопрос в связи с обстоятельствами смерти российского оппозиционера в Нидерландах, отмечается в сообщении ААРПЧ.