Пермский областной суд во вторник полностью оправдал журналистов местной газеты "Звезда" Константина Бахарева и Константина Стерледева, которые обвинялись в разглашении государственной тайны, сообщает "Интерфакс".
Третьего обвиняемого по делу, сотрудника милиции Сергея Дудкина суд приговорил к двум годам лишения свободы условно, сообщил адвокат Бахарева Эдуард Полежаев. По его словам, суд признал, что в статье Бахарева и Стерледева статья "Суперагент по кличке Артем", по факту публикации которой было возбуждено уголовное дело, содержались сведения, составляющие гостайну, однако пришел к выводу, что журналисты действовали в рамках своих должностных обязанностей.
Статья "Суперагент по кличке Артем" была посвящена арестованному летом 2002 года известному наркодилеру Гелию Богданову по кличке "Артем", который затем стал агентом милиции. Редакции стали известны некоторые подробности из жизни и "работы" преступника, о которых и шла в статье речь.
Обвинение Дудкину было предъявлено в связи с тем, что он предоставил журналистам материал для публикации. В ходе судебного разбирательства, которое началось 20 июня, прокурор просил для обвиняемых условные сроки лишения свободы, в частности, для Бахарева - 1,5 года, для Стерледева - 1 год, для Дудкина - 2 года.
Суд проходил за закрытыми дверями из-за обилия в деле документов с грифом "секретно".
Выдержки из статьи "Суперагент по кличке Артем":
"Гелий Богданов еще в 1998 году заставил изрядно потрудиться милиционеров и чекистов. Он сформировал в Перми сеть по сбыту героина и гашиша. Разработка героинового барона велась более полугода - всякий раз фигурант умудрялся уходить из засад и избегать ареста. В конце концов, Богданова задержали и изъяли у него 2 кг героина и 12 кг гашиша, огнестрельное оружие иностранного производства. На суде Богданов изворачивался и рассказывал удивительные истории - дескать, он сам тайно боролся с наркомафией и для этого даже украл у своих подельников весы для взвешивания героина. В 1999 году Дзержинский суд приговорил наркоторговца к 12 годам лишения свободы.
Богаданов отбыл в исправительную колонию. Дальше начались удивительные вещи. Не просидев и пару лет, осужденный Богланов был в экстренном порядке затребован Министерством внутренних дел Таджикистана, где, по справке, таджикских милционеров, он подозревался в совершении должностных преступлений - проще говоря в даче взяток. В итоге Богданова под конвоем отправили в Душанбе, где дальнейшие следы его затерялись.
Всплыл Артем зимой 2002 года, и ни где-нибудь, а снова в Перми. Задержали Артема совершенно случайно - один из оперуполномоченных угрозыска буквально нос к носу столкнулся с Артемом в VIP-зале железнодорожного вокзала Пермь-II". Артем тогда согласился на сотрудничество с милицией, но потом стало ясно, что работает он "и на наших, и на ваших". Летом 2002 года его вновь задерживают в Перми и снова с героином и оружием.
Журналисты "Звезды" об этом задержании и сообщили 1 октября в заметке "Супер-агент по кличке Артем". Изучив статью, следователи ФСБ возбудили 14 октября 2002 уголовное дело по статье ст.283 УК РФ по факту разглашения государственной тайны. После восьми месяцев следствия, обыска, слежки и прослушивания телефонов, чекисты установили, что тайну разгласила организованная преступная группа из двух журналистов и одного милиционера.
Как ранее сообщал NEWSru.com, 12 ноября 2002 года сотрудники ФСБ провели обыск в редакции пермской газеты "Звезда". Как сообщил глава союза журналистов Перми Василий Мосиев, причиной для обыска явились статья "Суперагент по кличке Артем", опубликованная 1 октября 2002 года, и публикация "Черное дело", датированная 12 ноября.
Как рассказал глава союза журналистов Перми, "сотрудники ФСБ в течение пяти часов допрашивали главного редактора Сергея Трушникова, с него взяли подписку о неразглашении". Они подвергли досмотру кабинет главного редактора и отдел криминальной хроники.
Сегодня, 22 июля, адвокат журналистов Полежаев после оправдательного решения суда сообщил, что Бахарев и Стерледев намерены подать иск о возмещении морального ущерба в процессе судебного разбирательства.
Бахарев и Стерледев сообщили, что удовлетворены решением суда и намерены продолжать освещать в газете "Звезда" криминальную тематику.