Российская пресса взбудоражена публичным спором президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина о международной операции в Ливии. Эксперты отмечают, что это самый резкий диалог между участниками тандема с момента его создания в 2008 году. В Кремле напоминают, что определение курса внешней политики является прерогативой президента, в правительстве официально говорят, что Путин комментировать претензии Медведева не станет. Но неофициально источники указывают: Путин продолжит гнуть свою линию и может выступить с новыми "антипрезидентскими" заявлениями.
Напомним, премьер назвал резолюцию ООН "неполноценной и ущербной" и осудил поведение западных стран, фактически, повторив слова Каддафи о "крестовом походе", отмечают наблюдатели. Президент же призвал к осторожности в выражениях и подчеркнул, что резолюция СБ ООН хоть и не идеальна, но отражает позицию российского руководства, напоминает сайт "Заголовки.ру", анализирующий реакцию российской прессы на разногласия в тандеме.
На просьбу газеты "Коммерсант" прокомментировать высказывания Владимира Путина в Кремле порекомендовали обратить внимание на последовавшее за ними заявление Дмитрия Медведева. "Премьер-министр сам оговорился, что озвучил свое личное мнение. За осуществление внешней политики у нас, как известно, отвечает президент, а потому все соответствующие ведомства, в том числе МИД, действуют и будут действовать в соответствии с указаниями первого лица", - заметил собеседник издания.
- У Путина "накипело"
- Когда и за что президент осаживал премьера
- Как это было на ТВ: федеральные каналы выбрали сторону в конфликте
В том же ключе высказался пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Путин высказал свою личную точку зрения на ситуацию в Ливии и акцентировал на этом внимание, отвечая на вопрос рабочего на Воткинском заводе, подчеркнул он. "Путин сослался на то, что правительство не занимается вопросами внешней политики. Внешняя политика страны формируется президентом", - сказал пресс-секретарь премьера "Газете.Ru". На вопрос, последует ли реакция на критику президента со стороны премьер-министра, Песков ответить затруднился, отметив, что "реагировать на критику президента не принято".
Эксперты не могут найти общего мнения
Мнения экспертов по возникшему вчера конфликту между президентом и премьером разошлись: одни считают, что посланный премьером сигнал необычен и опасен для общества, другие полагают, что расхождение во мнении между премьером и президентом - в порядке вещей в демократических странах. Однако все признают, что это был самый живой из публичных споров внутри тандема, после которого границы допустимого в дискуссии президента и премьера расширились.
Напомним, еще накануне президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский отметил в интервью "Интерфаксу", что "своим заявлением Путин создал повод для людей, которые ищут раскола в тандеме". "Он невольно послал противоречивый сигнал тем, кто ищет возможности объединиться против Медведева и его политики. Такой сигнал стал ошибкой премьера, и за это, действительно, схватились не только противники Медведева, но и противники Путина, все те, кто хочет расколоть тандем, дестабилизировать всю ситуацию", - убежден политолог.
На его взгляд, "высказывания премьера могут быть интерпретированы определенными кругами во властных структурах таким образом, что создадут неблагоприятную ситуацию для обоих участников тандема".
"Этот сигнал действительно необычен. Мы увидим, услышим, как хор противников Медведева, включая противников в аппарате власти, а также во власти исполнительной и законодательной, боявшихся до сих пор выступить открыто, может теперь воскликнуть: "Пусть Путин будет нашим лидером и политическим вождем!" А это опасно", - считает Павловский.
Вместе с тем, Глеб Павловский отверг попытки представить сегодняшние высказывания президента и премьера как разногласия внутри тандема. "Если вопрос стоит так, есть ли у Путина позиция по альтернативной политической концепции, то, можно сказать, что определенно, такой концепции нет. Все, что он делал во время своего президентства, делается и в рамках внешнеполитических приоритетов Медведева", - сказал политолог. "До сих пор они очень умело играли в четыре руки. Было бы жаль потерять это умение дальше. Но этот союз сохранится", - отметил эксперт.
Поступку главы кабинета может быть три объяснения, считает глава фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов: он искренне, по своим личным психологическим мотивам, выступил против акции коалиции, Путин реагирует на раскол в российском обществе в отношении военной операции в Ливии, кроме того, у премьера есть необходимость присоединяться к обсуждению важных вопросов из-за падения рейтинга. За последнее время Путин поступает так уже второй раз, напомнил Виноградов: побывав на Сахалине, он принял участие в обсуждении проблем Японии, а теперь высказался и о военной операции в Ливии.
Между тем многие эксперты и политики заявили, что не видят ничего необычного в дискуссии президента и премьера. "Президент отвечает за внешнюю политику, а премьер - за внутреннюю. Президент имеет право поправить кого угодно, включая Путина. Когда президент США поправляет вице-президента, в том числе в вопросах России, никто не говорит о том, что у них конфликт", - отметил председатель правления ИНСОР Игорь Юргенс.
Свидетель разговора: у Путина "накипело"
Накануне на встрече с рабочими Воткинского завода в Удмуртии Путину задали вопрос о Ливии, и ответил он очень эмоционально - судя по всему, глава правительства давно готовился пообщаться на эту тему. Премьер подверг резкой критике как режим Каддафи, так и действия Запада. Путин заявил, что никому не позволено "вмешиваться во внутриполитический конфликт".
Резолюцию СБ ООН, давшую санкцию на вооруженное вмешательство, Путин назвал "неполноценной и ущербной": "Все это мне напоминает средневековый призыв к крестовому походу". Таким образом, премьер фактически повторил слова Муаммара Каддафи, заявлявшего, что против его страны объявлен "крестовый поход".
"Было заметно, что у него накипело", - отмечает по поводу резких заявлений премьера присутствовавший при разговоре корреспондент "Коммерсанта". "Повод и место высказаться следовало признать идеальными: рабочие оборонного завода стояли за спиной Владимира Путина ракетным щитом", - пишет Андрей Колесников.
Реакция Медведева была практически незамедлительной. Президент призвал к аккуратности в оценках. И предупредил, что "ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, типа "крестовых походов" и так далее. Это неприемлемо. В противном случае все может закончиться гораздо хуже, чем даже это происходит сегодня. И об этом должны помнить все".
Затем Медведев взял под защиту резолюцию СБ ООН. "Я не считаю эту резолюцию неправильной, - сказал президент, - эта резолюция в целом отражает и наше понимание происходящего в Ливии, но не во всем". Вину за происходящее в Ливии Дмитрий Медведев связывает с "абсолютно безобразным поведением, которое осуществлялось руководством Ливии, и теми преступлениями, которые были совершены против собственного народа".
Закончил свое выступление Медведев достаточно образно: "Если сегодня пытаться бить себя крыльями по корпусу и говорить, что, мол, мы не понимали, что делали, это было бы неправильно: мы сознательно это сделали и в этом были мои инструкции Министерству иностранных дел. Они были выполнены".
Источники: Путин продолжит гнуть свою линию, позиция РФ будет скорректирована
Чиновник аппарата правительства сообщил газете "Ведомости", что позиция России по ливийскому вопросу должна быть скорректирована, а Путин еще выскажется по этому вопросу. 23 марта Путин будет с визитом в Сербии. 24 марта 1999 года начались бомбардировки Югославии натовскими войсками и обсуждение ливийского вопроса "в такую дату" с президентом Сербии Борисом Тадичем неизбежно, заключает чиновник.
В Госдуме накануне поддержали резкое антизападное выступление премьера и, кстати, припомнили бомбежки Югославии. Спикер Борис Грызлов заявил, что натовцы превысили допустимые пределы в применении военной силы против Ливии и обещал, что в среду депутаты примут заявление в связи с этим. А председатель думского комитета по обороне Виктор Заварзин сравнил нынешнюю военную операцию с действиями стран НАТО в бывшей Югославии в 1999 году: как и тогда, она только обостряет ситуацию в регионе.
Когда и о чем спорили Путин с Медведевым
После того, как Медведев и Путин разошлись во мнении, раскрыт ли теракт в "Домодедово" и пора ли об этом рапортовать, эксперты подсчитали, что это был уже третий раз, когда президент указал премьеру на недопустимость резких высказываний. Таким образом, нынешний случай - четвертый.
2 февраля 2011 года Владимир Путин сообщил журналистам, что дело о теракте в Домодедово "в целом раскрыто". На следующий день Медведев на совещании с силовиками назвал "абсолютно недопустимыми" заявления о раскрытии теракта до завершения следствия и суда. "Этих подонков нужно искать, делать это так, чтобы земля у них под ногами горела. Но именно работать, а не пиариться", - добавил он.
В первый раз Медведев публично осадил Путина, когда тот сказал, что существуют политики во внесистемной оппозиции, которых не стоит упоминать, а Медведев - что эти политики являются уважаемыми людьми.
Второй - когда премьер комментировал статус Михаила Ходорковского и Платона Лебедева до оглашения приговора. 6 сентября 2010 года на встрече с участниками клуба "Валдай" Владимир Путин высказался о втором деле Михаила Ходорковского: "Не буду вмешиваться, но у этого человека кровь на руках". 16 декабря в эфире программы "Разговор с Владимиром Путиным" премьер вновь обозначил свою позицию: "Считаю, что вор должен сидеть в тюрьме".
24 декабря Дмитрий Медведев на встрече с главными редакторами телеканалов дистанцировался от этого заявления: "Ни президент, ни иное должностное лицо не имеет права высказывать свою позицию по этому делу или по какому-то другому делу до момента вынесения приговора".
Кроме того, отмечены еще несколько, уже более спокойных, заочных дискуссий премьера и президента. 9 июня 2009 года Владимир Путин заявил о предстоящем присоединении к ВТО России, Белоруссии и Казахстана "как единого таможенного пространства, как Таможенного союза". 7 декабря 2010 года Дмитрий Медведев сообщил об изменении позиции: "Мы будем вступать в ВТО отдельно, но состоя в Таможенном союзе".
2 сентября 2010 года премьер заявил, что эмбарго на экспорт зерна может продлиться не до 31 декабря, как планировалось, а до ноября 2011 года: "Отмену мы сможем рассмотреть только после того, как будет собран урожай будущего года". 6 сентября Дмитрий Медведев высказался о возможности скорой отмены эмбарго: "Как только будет понятно, сколько мы собрали, всякое эмбарго будет снято". В итоге кремлевская пресс-служба была вынуждена уточнять, что президент также имел в виду урожай 2011 года.
27 декабря 2010 года на заседании Госсовета Путин предложил заимствовать опыт СССР в создании "обстановки межэтнического и межконфессионального мира". В ответ президент заявил, что это невозможно: "Советский Союз был государством, построенным на идеологии, и, скажем откровенно, очень жестким государством. Россия - другая".