Алмазбек Атамбаев и Дмитрий Медведев, 19 марта 2012 года
Президент Кыргызстана
Алмазбек Атамбаев и Дмитрий Медведев, 19 марта 2012 года Алмазбек Атамбаев и Дмитрий Медведев, 19 марта 2012 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Алмазбек Атамбаев и Дмитрий Медведев, 19 марта 2012 года
Президент Кыргызстана
 
 
 
Алмазбек Атамбаев и Дмитрий Медведев, 19 марта 2012 года
Президент Кыргызстана
 
 
 
Алмазбек Атамбаев и Владимир Путин, 20 марта 2012 года
Председатель правительства РФ

У России, чей избранный президент Владимир Путин мечтает создать Евразийский союз (ЕАС), в последние годы испортились отношения со всеми возможными участниками этого объединения в Средней Азии. Нормально они развиваются только с Казахстаном, который и так входит в Таможенный союз - базовую структуру для создания ЕАС. В перспективе Путин хотел бы видеть в нем и другие среднеазиатские страны - бывшие республики СССР, но с Узбекистаном конфликт возник еще в 2009 году, с Таджикистаном - в прошлом, а теперь резко обострились отношения с Киргизией.

Москва очень недовольна действиями избранного в октябре президента Киргизии Алмазбека Атамбаева, который, как выразился "Ведомостям" высокопоставленный российский чиновник, "не всегда думает, что говорит". Прежде всего Россия беспокоится за свои военные объекты в этой стране, и основания для беспокойства есть.

В конце февраля Атамбаев заявил в феврале о возможности закрытия российской авиабазы в Канте, хотя соглашение о ее пребывании в 2009 году было пролонгировано на 49 лет. Киргизский лидер тогда упрекнул Москву в том, что она не платила за базу с 2008 года и задолжала 15 миллионов долларов.

- Еще один повод для ссоры - важный военный завод в Бишкеке, который хочет заполучить Россия

Однако вскоре выяснилось, что Атамбаев просто перепутал: задолженность имелась у двух других объектов. Для погашения долга Россия перечислила необходимые 15 миллионов, а в Кремле воспользовались ситуацией и напомнили о долге Бишкека перед Москвой в 493 миллиона долларов.

Кроме того, с 2009 года и по сей день власти двух стран не могут договориться и об объединении российских военных объектов в Киргизии (авиабаза в Канте, объект по испытанию морского оружия на озере Иссык-Куль, военная сейсмостанция и узел связи ВМФ) в общую структуру. Эксперты прорабатывают вопрос, но результата пока нет.

В среду Атамбаев заверил в интервью "Интерфаксу", что российская база и другие объекты в Киргизии никто не собирается выгонять, а сообщения об их ликвидации - это "грязные сплетни". В том же интервью глава республики подтвердил, что к 2014 году будет закрыта американская военная база Манас под Бишкеком - она станет гражданским авиаузлом.

В Москве, однако, не уверены, сдержит ли Атамбаев свое обещание по американской базе. А его заявление по российской так или иначе создает новые проблемы не только двусторонним отношениям, но и работе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), сказал "Ведомостям" российский чиновник. Вдобавок Киргизия недовольна Николаем Бордюжей на посту генсека ОДКБ и требует его сменить, заявляя, что он вмешивается во внутренние дела государств.

По словам российского чиновника, пока активных мер воздействия на Киргизию Россия применять не будет, но, как отмечает газета, с его заявлением совпало объявление руководителя Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского об изменении процедуры предоставления российского гражданства киргизам. Соглашение об упрощенной процедуре денонсировано, сказал он журналистам. Впрочем, это было запланировано.

Кстати, такой способ нажима - массовое выдворение мигрантов - Россия использовала в прошлом году против Таджикистана, приговорившего российского летчика Владимира Садовничего по довольно сомнительному обвинению в контрабанде. В результате пилот был отпущен и вернулся на родину.

Еще один повод для ссоры - важный военный завод в Бишкеке, который хочет заполучить Россия

На фоне портящихся отношений с Киргизией у России возросли аппетиты в стремлении получить под свой контроль торпедный завод "Дастан" - единственное, но крайне важное предприятие ВПК на территории этой страны.

Три года назад стороны согласовали схему, по которой Киргизия передает российской стороне 48% акций завода и здание торгпредства РФ в Бишкеке в обмен на списание части киргизского госдолга, который на тот момент составлял 180 миллионов долларов.

Однако в 2010 году Москва захотела уже не 48%, о которых договаривалась еще с президентом Курманбеком Бакиевым, а как минимум 51%.

Теперь же, как пишет "Коммерсант", Россия требует и вовсе 75% заводского актива. Киргизские власти категорически против.

По словам источника газеты в правительстве РФ, с 2009 года имущество "Дастана" обесценилось из-за износа оборудования, поэтому списать 180 миллионов долларов долга по прежней схеме Россия уже не готова. Бишкеку теперь предлагают либо списать меньшую сумму долга за тот же объем киргизских активов, либо простить всю сумму, но увеличить передаваемую РФ долю.

Киргизия настаивает на старой схеме. "Раз было достигнуто соглашение, то надо по этой схеме и идти. Мы готовы держать слово и рассчитываем, что РФ сдержит свое", - непреклонен Алмазбек Атамбаев.

"Объемы производства "Дастана" в прошлом году выросли в пять раз. Как может быть, что объемы выросли, а цена упала? К тому же "Дастан" - это недвижимость в самом центре Бишкека. Она не падает в цене, а растет", - подчеркнул киргизский лидер.

Впрочем, по его словам, Киргизия готова отдать и больший пакет акций, но 27%, недостающие до требуемых Москвой 75%, Россия должна оплатить деньгами "по реальной цене".

Завод "Дастан" (Справка)

ОАО "Транснациональная корпорация "Дастан" образовано в 1993 году на базе бишкекского Приборостроительного завода имени 50-летия Киргизской ССР, основанного в 1956 году. Производит скоростные подводные торпеды ВА-111 "Шквал", различные компоненты торпедного оружия, которые закупают Россия, Украина и Индия, а также продукцию невоенного назначения: медицинские центрифуги, соковарки и казаны. Имеет испытательный полигон на озере Иссык-Куль. На предприятии работает более одной тысячи человек.

Завод "Дастан" вошел в число предприятий, принадлежавших родственникам и окружению свергнутого президента Курманбека Бакиева, которые правительство Киргизии решило национализировать. В настоящий момент у государства около 80% акций, еще 20% - у различных частных структур.