Заседание рабочей группы по формированию системы "Открытое правительство"
Президент России
Заседание рабочей группы по формированию системы "Открытое правительство" Заседание рабочей группы по формированию системы "Открытое правительство"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Заседание рабочей группы по формированию системы "Открытое правительство"
Президент России
 
 
 
Заседание рабочей группы по формированию системы "Открытое правительство"
Президент России
 
 
 
Заседание рабочей группы по формированию системы "Открытое правительство"
Президент России

Проблему коррупции невозможно решить только изменением законодательства, решил президент Дмитрий Медведев, который инициировал борьбу с этой проблемой почти на заре своего срока.

"Очевидно, что эта проблема (коррупция - ИФ), которая не может быть побеждена только законами, не может быть побеждена в течение какого-то установленного срока", - констатировал Медведев на встрече с членами рабочей группы по формированию "Открытого правительства", передает "Интерфакс".

Он заявил, что когда поднял проблему коррупции "на самый высокий уровень" и инициировал ряд законопроектов, оказалось, "ни у кого иллюзий не было - ни у меня, ни у общественности, ни у наших граждан, что за несколько лет эту проблему радикально минимизировать не удастся".

"Но я считаю, что мы эти годы не потратили зря", - добавил президент.

По мнению Медведева, в России есть определенная нормативная база для противодействия коррупции. "Не идеальная, потому что нормативная база не может быть идеальной, она должна всегда приспосабливаться под текущее состояние общественных отношений в стране, под набор бытовых привычек, под существующие общественные институты, под развивающуюся экономику", - отметил президент. В то же время он заметил, что сознание людей "меняется очень медленно".

- Эксперт возражает: все можно сделать очень быстро: нужны только воля и комплексность
- Два года назад Медведев уже признал свою борьбу бесплодной и предложил всем поменять ментальность

"Понятно, что коррупция и в широком смысле, и в бытовом смысле - это всегда процесс, в котором участвует не одно лицо. И я напомню, что преступление совершает не только тот, кто берет взятку, но и тот, кто дает взятку. Почему-то это в головах большого количества людей не укладывается. Бытовое сознание вообще основано на том, что единственным преступником является взяткополучатель", - отметил глава государства. Он назвал это ошибкой, как с правовой точки зрения, так и с нравственной.

Вместе с тем Медведев отметил, что "очень значительное число наших граждан больше не хочет мириться со всеми формами коррупции, которые существуют". "Мы видим рост требований граждан по усилению борьбы с коррупцией и в верхних эшелонах власти, потому что это всегда раздражает наиболее активно, и на федеральном, и на региональном уровне. Люди и по муниципалитетам проходятся, но и по бытовой коррупции", - сказал президент.

Однако Медведев не считает, что в России нужно создавать некое отдельное бюро по борьбе с коррупцией.

"Выскажу свою позицию: если что-то создавать, это должно быть в структуре существующей системы правоохранительных органов. Создание чего-либо инородного либо превратится в неработающую структуру, неработающий орган, либо превратится, извините, в бюро по сведению счетов между различными кланами и группировками", - сказал президент.

Поэтому, по его словам, это должен быть орган с компетенцией, вытекающей из закона, в частности, из уголовно-процессуального.

"Мне больше нравится идея помещения соответствующей структуры внутрь Генеральной прокуратуры, потому что именно на Генпрокуратуре лежит финальная ответственность за борьбу с преступностью в стране", - подчеркнул Медведев. Со своей стороны отметим, что репутация нынешнего руководства Генпрокуратуры также небезупречна, СМИ часто обвиняют это ведомство именно в "клановой" борьбе, в первую очередь с ближайшим "конкурентом" - Следственным комитетом РФ.

О деятельности СМИ и идее "Роспила"

Президент России Дмитрий Медведев считает, что роль СМИ в борьбе с коррупцией является ключевой. "Мы обязаны, начиная от президента и заканчивая сельским старостой, реагировать на публикации в средствах массовой информации", - подчеркнул Медведев.

При этом, по его словам, "презумпцию невиновности никто не отменял, и до тех пор, пока не доказано, что чиновник имярек совершил какое-то нарушение или даже уголовное преступление, он предполагается невиновным".

"Я говорю это не для того, чтобы дать карт-бланш на то, чтобы не отвечать СМИ. Обязаны отвечать (чиновники), а правоохранительные органы обязаны проверять. Но просто эта ответственность должна быть взаимной", - сказал глава государства.

Также Дмитрий Медведев заявил, что ему понравилась идея организации "РосПил" Алексея Навального по поводу общественных объединений, которые обращаются в защиту неопределенного круга лиц в рамках закона о госзакупках.

"У нас это было. Я в принципе не возражаю. Не скрою, другие мои коллеги взвоют", - сказал Медведев, комментируя выступление представителя "РосПила" Константина Калмыкова.

Глава государства согласился также с предложением "РосПила" о мерах в отношении должностных лиц за непредоставление информации о госзакупках. "За это надо наказывать. Если не предоставили информацию, по-хорошему, как минимум, сначала должно быть какое-то дисциплинарное взыскание, а потом уже надо говорить: до свидания", - ответил Медведев.

Можно ли "стучать" на коррупционера?

Дмитрий Медведев неоднозначно относится к идее стимулировать людей за информацию о совершении преступлений, в том числе коррупционной направленности.

"Почти библейская тема - можно ли "стучать" за деньги, хорошо это или плохо, и как нужно "стучать" - громко или потише. Знаете, у меня нет ответа на этот вопрос", - заявил Медведев.

"С одной стороны, как у любого человека, всякого рода доносительство за деньги у меня вызывает, скорее, вначале чувство отвращения. С другой стороны, когда я начинаю смотреть на опыт так называемых передовых государств - это помогает", - сказал президент.

При этом, по его словам, в этих государствах такого рода действия предпринимаются "в меньшей степени за деньги, а просто от осознания того, что кто-то рядом с тобой ведет себя не по правилам, неправильно, безнравственно, незаконно".

"Поэтому денежную составляющую я бы здесь не гипертрофировал. Но в целом, стимулирование к информации о совершенных преступлениях абсолютно важная вещь в тех же самых США, других государствах с весьма развитой демократией", - отметил Медведев.

Такая система была и в СССР, хотя в определенный период, добавил он, "это приобрело абсолютно другое измерение, почему, в общем, это и вызывает у нас у всех отторжение". "Но люди в определенный период, которые писали бумаги, ведь они не все это делали за деньги. Почти никто не делал за деньги. Большинство это делало, исходя из лучших побуждений, правда, чем закончилось, нам тоже всем известно", - добавил президент.

Эксперт возражает: все можно сделать очень быстро: нужны только воля и комплексность

Президенту со страниц "Ведомостей" заочно возражает сотрудница Института экономического анализа, автор книги "Почему у Грузии получилось" Лариса Буракова. Несколько дней назад она опубликовала колонку "Борьба с коррупцией - это быстро", где попыталась доказать, что представление о борьбе с коррупцией как о длительном, инерционном и не сразу заметном процессе - ошибочно.

Буракова сравнивает ситуацию с современной Грузией на примере одной только реформы органов внутренних дел. Рейтинг доверия со стороны населения полиции вырос до 87% в 2011 году по сравнению всего с 5% в 2003 году.

По мнению Бураковой, главный принцип борьбы с коррупцией в действии - полное упразднение неработающих институтов. Следующим действием должно быть создание системы нулевой толерантности к коррупции. Во время радикальной стадии реформы грузинские медиа пестрели сюжетами о том, как даже за незначительную провинность следовали существенные наказания вплоть до лишения свободы на длительный срок.

Следующий действенный метод борьбы с коррупцией - "пряник" по сравнению с "кнутом" - это улучшение материально-технического положения. Зарплата полицейского, как и любого другого государственного чиновника, должна быть конкурентоспособной. Кроме того, в Грузии существует разнообразная система льгот, боязнь потери которых при уличении во взяточничестве тоже оказывается очень действенным сдерживающим фактором.

"Человек слаб, чиновник тем более. Лучший способ избежать коррупции - исключение возможностей ее возникновения в точках принятия решения чиновником. Сокращение бумажной работы, компьютеризация основных процессов соприкосновения чиновника с населением не только упрощают процесс взаимодействия, но и повышают прозрачность и подотчетность", - следующий тезис эксперта.

Еще один метод: "легализация коррупции", то есть своего рода цементирование уже протоптанных дорожек. Что требует не дополнительных ресурсов, а только лишь признания уже существующих рыночных отношений в рамках правового поля. Например, чтобы получить государственную справку, будь то паспорт, регистрация недвижимости и т.п., быстрее положенного срока или "красивые" номера на автомобиль, достаточно лишь открыто и легально за это заплатить согласно установленным тарифам.

Принципы просты и всеобщи, рассуждает эксперт-экономист: убрать неработающие механизмы и избыточные функции; предложить четкие критерии функционирования новых органов и подбора новых кадров; контролировать соблюдение выполнения закона на всех ступенях; сделать легальным то, что не наносит вреда; упростить и минимизировать взаимоотношения гражданина с государственными органами. Но главное - борьбу с коррупцией необходимо вести содержательно и по всем фронтам одновременно.

"Основные составляющие успеха: политическая воля и комплексность", - заявляет эксперт.