Вдова Героя России подполковника Магомеда Гайирханова подала в суд на МВД, где служил ее муж, - ведомство отказывается выплачивать положенную ей по закону 100-процентную доплату к пенсии по потере кормильца, сообщают "Известия".
"Вот уж не думала, что когда-нибудь буду судиться с МВД, где муж всю жизнь проработал, но другого выхода у меня нет - на руках четверо детей, да и отец Магомеда - ему 78, он инвалид первой группы, лежачий больной, - рассказала журналистам Байрта Гайирханова.
Подполковник милиции Магомед Гайирханов погиб 12 сентября 2010 года. Находясь в служебной командировке в Дагестане, он принял участие в контртеррористической операции по ликвидации боевиков, взявших в заложники жителей села Комсомольское. Вместе с главой администрации села Гайирханов вступил в переговоры с вооруженными бандитами. Им удалось убедить боевиков отпустить ребенка, однако больше с ними ни о чем договориться не удалось - по переговорщикам был открыт прицельный огонь, уточняется на официальном сайте МВД по Республике Калмыкия. Гайирханов от полученных ран скончался.
За время службы в МВД Магомед Гайирханов был награжден орденом Мужества, медалями "За отвагу", "За отличие в охране общественного порядка", "За заслуги перед Отечеством" I и II степени. За освобождение заложника в феврале 2012 года подполковнику Гайирханову посмертно присвоили звание Героя России.
После гибели мужа Байрта Гайирханова осталась фактически без средств к существованию с четырьмя детьми на руках, на тот момент самому младшему - Камилю - исполнился год. По закону "О воинской службе", близким Героя России положена доплата к пенсии, однако ни вдова, ни родители Магомеда Гайирханова никаких денег не получают. При этом, по словам женщины, она обращалась в ведомство "по-хорошему", однако из Москвы пришел странный ответ: "В выплатах отказать, пусть судится".
"За звание Героя России полагается 10 окладов. Но нам и их не дали - из МВД пришел отказ. А отцу мужа тоже за подвиг сына положена повышенная пенсия, но и он ее не получает, - отметила Барта. - Когда муж погиб, я паниковала: как теперь одна буду поднимать детей? Никто ж нам ничего не сказал: ни что нам положено, ни как это получить".
"На местном уровне нам, конечно, помогают всем, чем могут: муж у меня был очень общительный, все его знали, поэтому ребята стараются и меня не забывают. Но если честно, то устала уже, да и сил нет ходить и все время просить, - поделилась женщина. - Магомед ведь до гибели был ликвидатором на Чернобыльской АЭС, много раз был в Чечне, награжден орденом Мужества, он вообще единственный, кто погиб в калмыцком СОБРе - и погиб героически. Почему же мы теперь за каждую копейку должны с государством судиться, разве это правильно и справедливо?"
Однако, по словам главы фонда "Право матери", который оказывает бесплатную юридическую помощь матерям и вдовам погибших военнослужащих, Вероники Марченко, ситуация семьи Гайирхановых далеко не уникальная: для МВД стало обычной практикой платить лишь по решению суда.
"Даже к собственным Героям России государство относится равнодушно, а иногда и откровенно по-свински, - отмечает Марченко. - В нашей практике было уже порядка трех десятков аналогичных дел, когда родным погибших, отдавших свою жизнь за Родину, отказывают в том, что им положено по закону".
Так, например, за положенную пенсию пришлось судиться семьям погибших Героев России Алексея Румянцева, Дмитрия Жидкова, Сергея Фирсова, Александра Печникова, Дмитрия Новоселова, Олега Куянова. При этом, подчеркивает Марченко, не было ни одного случая, чтобы родным Героев России в суде отказали в выплатах.
"Это порочная и позорная практика, с которой пора кончать: тратятся государственные деньги на бессмысленные процессы, унижают людей - вместо того, чтобы им помогать", - резюмирует глава фонда "Право матери".
Решение суда спустя 12 лет
Между тем в начале марта стало известно о завершении суда по выплатам положенной прибавки к пенсии родители волгоградца Героя России, погибшего на войне в Чечне, Сергея Бавыкина, сообщает портал "Областные вести".
Петр и Галина Бавыкины потеряли сына 10 марта 2000 года. Он погиб, исполняя свой гражданский долг, в селе Комсомольском, но уже Чеченской Республики. Однако все это время родители погибшего героя не получали положенную прибавку в 100%.
В феврале 2011 года обратились к руководству ГУ МВД по Волгоградской области с заявлением об увеличении размера пенсии. Но в ведомстве в выплатах отказали. Тогда в результате организованной прокуратурой Чернышковского района Волгоградской области проверки исковое заявление Бавыкиных было направлено в суд.
"Прокурор Чернышковского района обратился с исковым заявлением в Центральный районный суд Волгограда в интересах супругов Бавыкиных с требованием о стопроцентном повышении пенсии по случаю потери кормильца, - сообщили "Российской газете" в пресс-службе прокуратуры Волгоградской области. - Центральный районный суд разделил позицию прокуратуры и удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме. Теперь ГУ МВД по Волгоградской области обязано в два раза увеличить пенсию отцу и матери погибшего военнослужащего с момента их фактического обращения на имя начальника регионального управления внутренних дел".
Исполнение судебного решения находится на контроле прокуратуры Чернышковского района, уточняет издание.