Государственный обвинитель попросил Наро-Фоминский городской суд признать Тамару Рохлину виновной в убийстве мужа - генерала Льва Рохлина и приговорить ее к четырем годам лишения свободы. По мнению прокурора, отбывать наказание Рохлина должна в колонии общего режима.
В свою очередь адвокат Рохлиной Анатолий Кучерена попросил суд полностью оправдать свою подзащитную "в связи с отсутствием в материалах дела доказательств ее вины", сообщает "Интерфакс".
"Требование прокурора не основано на материалах дела. В своей речи гособвинитель допустил передергивание фактов, более того, гособвинитель Михаил Декань присвоил себе роль суда, неоднократно заявляя, что "судом установлены" те или иные факты", - отметил адвокат.
По его мнению, суд и прокуратура не выполнили требование, содержащееся в определении Верховного суда от 2001 года, в котором указывается на отсутствие в деле доказательств вины Тамары Рохлиной. "Никаких новых доказательств при повторном рассмотрении дела представлено не было", - подчеркнул Кучерена.
Он сообщил также, что в ближайшее время на счет Тамары Рохлиной от Российской Федерации должны поступить 8 тысяч евро, которые государство обязано выплатить по решению Европейского суда по правам человека.
"Рохлиной было сообщено (правительством) о необходимости открытия банковского счета для перечисления денежных средств", - цитирует Кучерену РИА "Новости".
Лидер движения "В поддержку армии", депутат Госдумы Лев Рохлин был убит в ночь на 3 июля 1998 года на подмосковной даче. Первоначально его жена призналась в совершении убийства, однако позже изменила показания, заявив, что оговорила себя под давлением и из страха за семью, а убийство генерала совершили трое неизвестных в масках.
В ноябре 2000 года Наро-Фоминский городской суд признал ее виновной и приговорил к восьми годам лишения свободы, однако уже 21 декабря 2000 года Мособлсуд сократил срок наказания до четырех лет и освободил Тамару Рохлину из-под стражи. Затем обвинительный приговор был отменен Верховным судом, и дело направлено на новое рассмотрение в городской суд Наро-Фоминска.
На первом после перерыва заседании 2 марта Наро-Фоминский городской суд назначил Тамаре Рохлиной комплексную стационарную судебную психолого-психиатрическую экспертизу в институте имени Сербского, удовлетворив ходатайство государственного обвинителя Михаила Довганя, который настаивал на проведении экспертизы в связи с тем, что ранее Рохлиной была предпринята попытка суицида.
В ходе заседания 22 апреля подсудимой стало плохо, и она была госпитализирована. Через некоторое время Рохлина приняла 40-50 таблеток неизвестного вещества. С тех пор процесс постоянно откладывался по разным причинам.
В последний раз он был отложен в связи с тем, что представитель прокуратуры вновь потребовал провести новую психолого-психиатрическую экспертизу. Специалисты института имени Сербского признали подсудимую вменяемой.
Рохлина 7 апреля 2005 года выиграла дело против России в Европейском суде по правам человека. В иске вдова жаловалась на чрезмерный срок предварительного заключения, а также чрезмерно затянутый срок судебного процесса в России. Европейский суд признал, что были "нарушены права Рохлиной на справедливый суд в разумные сроки" и обязал российские власти выплатить ей компенсацию за причиненный моральный ущерб. 1 ноября Европейский суд подтвердил законность своего решения, отклонив протест представителя России Павла Лаптева.
В решении суд отметил, что "любая система предварительного заключения автоматически несовместима с параграфом 3 статьи 5 Европейской конвенции по правам человека", в котором идет речь о праве быть судимым в разумные сроки и оставаться на свободе во время процесса.
Предварительное заключение является исключительной мерой ограничения права на свободу и может применяться лишь в строго определенных случаях, говорится в судебном решении. Однако в деле Рохлиной Европейский суд не нашел "достаточных обоснований" для ее содержания под стражей в течение длительного времени.
Кроме того, суд счел, что протяженность судебного процесса в России, составляющая более шести лет, представляет собой нарушение параграфа 1 статьи 6 Конвенции (право на справедливый процесс в разумные сроки). Признав эти нарушения со стороны России, суд постановил выплатить Рохлиной компенсацию за причиненный моральный ущерб в размере восьми тысяч евро. Однако российская сторона заявила о намерении опротестовать это решение в Большой палате Страсбургского суда.