Мини-БПЛА Boomerang
BlueBird Aero Systems
Мини-БПЛА Boomerang Мини-БПЛА Spylite
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Мини-БПЛА Boomerang
BlueBird Aero Systems
 
 
 
Мини-БПЛА Spylite
BlueBird Aero Systems
 
 
 
Микро-БПЛА MicroB
BlueBird Aero Systems

Министерство обороны Израиля дало разрешение российской компании "НефтеГазАэроКосмос" на поставку в РФ беспилотных систем израильской компании BlueBirdAeroSystems, сообщает NEWSru Israel со ссылкой на информированного источника. В контракте речь идет о системах Boomerang, Spylite и MicroB - мини- и микробеспилотниках.

Срок действия договора распространяется до 31 декабря 2013 года. Сумма и объем сделки пока неизвестны. Однако, по данным источника, израильская сторона поставила ряд ограничений. В частности, российская компания не сможет передать технологии третьей стороне и не имеет права устанавливать собственные системы шифровки на израильские БПЛА.

До истечения срока договора "НефтеГазАэроКосмос" должен назвать конечного покупателя беспилотников. По некоторым данным, им могут стать службы безопасности России. "Можно предположить, что в качестве заказчиков данных систем могут рассматриваться как гражданские заказчики, так и структуры госбезопасности", - отметил, в свою очередь, эксперт в области БПЛА, главный редактору сайта UAV.ru Денис Федутинов.

- Российские беспилотники только проходят испытания

Он также отметил ряд отличий этого договора от предыдущих российско-израильских соглашений по БПЛА. "Во-первых, к поставке разрешены системы не в некоем "гражданском" исполнении, а в том виде, в котором они поставляются силовым структурам Израиля. Во-вторых, притом, что параллельно было заключено соглашение о создании российско-израильского центра делового сотрудничества, речь может идти не просто о поставках беспилотников, а также о поставках различных подсистем для БПЛА, а, кроме того, о передаче технологий", - считает Федутинов.

Он также отметил опыт компании "НефтеГазАэроКосмос" в области беспилотной авиации. В частности, по его словам, она была в числе инициаторов создания российской выставки беспилотных систем, которая теперь проходит ежегодно.

Напомним также, что на минувшей неделе стало известно о подписании крупного российско-израильского договора о поставке в РФ беспилотников. Контракт стоимостью 400 млн долларов был заключен между израильским оборонным концерном "Авиационная промышленность" (Israel Aerospace Industries) и российской государственной корпорацией "Оборонпром".

Пока не сообщается, какие именно БПЛА будут поставлены в Россию, однако в сумму контракта входят поставка запчастей, обучение персонала и техническое обслуживание. При этом, в отличие от договора, заключенного "НефтеГазАэроКосмосом", эти БПЛА будут использоваться в России только гражданских целях, а не для нужд армии. На самолеты не будут установлены военные системы.

Сборку беспилотников планируется организовать на подконтрольном "Оборонпрому" Казанском вертолетном заводе. Это предприятие ранее использовало авионику IAI для комплектации отдельных модификаций вертолетов Ми-8/17. По словам представителя "Ростехнологий" (которой подконтролен "Оборонпром"), у IAI поначалу будут закупаться сборочные комплекты, но локализация будет расти за счет отдельных агрегатов и систем.

Слухи о расширении сотрудничества между Израилем и Россией в сфере беспилотной авиации начали циркулировать еще в 2009 году, сразу после подписания первого контракта на поставку партии малых БПЛА I-View Mk150 и средних БПЛА Searcher Mk2 общей стоимостью в 50 млн долларов. Тогда отмечалось, что эти аппараты закупаются не для войны, а для отработки принципов применения.

В апреле 2010 года появилась информация об инициативе создания в России совместного предприятия по производству БПЛА. В июне израильские СМИ сообщили, что за строительство завода в России концерн IAI получит 300 млн евро, однако вскоре стало известно, что правительство Израиля наложило вето на эту сделку.

Переговоры о продаже израильских беспилотников России были заморожены. Причиной стало опасение израильского руководства по поводу получения Россией технологий по созданию бесшумных беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, Израиль напряженно относится к поставкам российского оружия арабскому и мусульманскому миру. По мнению местных властей, есть серьезные основания полагать, что полученная Россией технология строительства БПЛА в конечном счете попадет в руки враждебных Израилю государств.

В сентябре 2010 года министр обороны Израиля в ходе визита в Москву подписал соглашение о военном сотрудничестве с Россией. В ходе встречи с Эхудом Бараком премьер-министр РФ Владимир Путин поднимал вопрос о сотрудничестве в сфере БПЛА.

Российские беспилотники только проходят испытания

Расширение сотрудничества с Израилем связано во многом с неспособностью разработать собственные сравнимые по характеристикам технологии. Беспилотники российского производства только в сентябре этого года начали давать первые результаты - впервые испытания завершились успешно.

Эти результаты обрадовали руководство российской армии, которое при некоторой доработке даже готово принять ряд образцов на вооружение. В ближайшие годы Сухопутные войска и Военно-воздушные силы планируется оснастить новыми перспективными комплексами с БПЛА малой, средней и большой дальности. В последнее время говорилось о том, что российские беспилотники слишком сильно уступают иностранным образцам.

На испытаниях в ноябре 2009 года БПЛА "Аист", произведенный конструкторским бюро "Луч", из-за сильного ветра задел крылом препятствие и взорвался. Внешне причиной неудачи явилась задержка в системе управления беспилотника. На команды оператора самолет реагировал с опозданием.

Заместитель ответственного редактора "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин прокомментировал этот инцидент: "Те деньги, которые отпускает наша страна на развитие беспилотной авиации, к сожалению, используются неэффективно. И вот, пример с "Аистом" - это один из таких наглядных фактов, когда видно, что деньги ушли в песок. Нашим разработчикам беспилотных летательных аппаратов было выделено 1,5 млрд рублей, но это не только на "Аист" - это и на другие беспилотные фирмы. И пока, в течение 4-5 лет, за деньги ничего путного не сделали".

В апреле такое же мнение высказал замминистра обороны России Владимир Поповкин. Он уточнил, что из бюджета было потрачено пять млрд долларов на разработку и испытание отечественных БПЛА, но в итоге они закончились провалом. По его словам, на вооружении российской армии находятся два типа беспилотников, и они не могут сравниться с иностранными ни по одному из параметров.

Однако недавно российские военные заговорили о решении работать дальше над отечественными беспилотниками, несмотря на прошлые неудачи. "Такая держава, как Россия, должна сама такие средства производить", - заявил по этому поводу заместитель директора ФС ВТС России Вячеслав Дзиркалн.

Характеристики Boomerang, Spylite и MicroB

Портативная беспилотная система Boomerang с катапультным стартом относится к категории мини-БПЛА, спроектированных про схеме "летающее крыло". Беспилотник оснащен электрическим двигателем и предназначен для мониторинга, разведки и наблюдения.

Система полностью автономна (с момента старта до посадки, которая осуществляется на парашюте), проста в использовании, может нести относительно большую целевую нагрузку – два кг (при максимальном расчетном весе девять кг) и имеет высокую надежность. Данный БПЛА может эксплуатироваться в дневное и ночное время суток и способен находиться в воздухе до шести часов. Движется в воздухе со скоростью 60-100 км/ч. Радиус действия – 40 км.

Мини-БПЛА Spylite (тоже с катапультным стартом) отличается умением устойчиво работать в любую погоду. Его используют, в том числе, израильские спецслужбы и военные. Вес Spylite – до восьми кг. Целевая нагрузка – до одного кг. Радиус действия – до 35 км.

MicroB оправдывает свое название: это БПЛА весом один кг, с размахом крыла менее одного метра. В качестве полезной нагрузки применяется разработанная BlueBird стабилизированная широкоугольная оптическая камера массой 240 г. Фотоснимки записываются на встроенную микросхему памяти. Скорость БЛА MicroB достигает 85 км/ч, радиус действия – десять км. Максимальная продолжительность полета – час-полтора.