"Я не рассчитывал на то, что Путин и многие из его окружения, но в первую очередь он, лишены чувства юмора", - так в интервью агентству "Курсор" отреагировал основной совладелец Group MENATEP Леонид Невзлин на заявление президента России Владимира Путина об "аморальности олигархов".
"Один из ближайших акционеров компании (Леонид Невзлин - прим. NEWSru.com) и коллег того человека, о котором Вы упомянули, прямо и открыто в средствах массовой информации заявил: "Пусть конфискуют. У нас не последние 5 миллиардов. Денежки в надежном месте". Вот, когда делают люди подобные заявления, ничего другого, как назвать поведение такого рода аморальным мы не можем", - заявил президент России в интервью корреспонденту Первого телеканала израильского ТВ.
"Во-первых, здесь речь идет непосредственно о моем заявлении, - сказал Леонид Невзлин. - Даже по тону моего заявления любой нормальный человек мог бы понять, что я шутил. Вот, про "денежки не последние" я, конечно, же шутил, как иногда удачно или неудачно шутит и сам президент. Ведь он сам у нас мастер крайне неудачных шуток".
Напомним, что Невзлин отреагировал таким образом на действия Генпрокуратуры России, которая попросила швейцарских коллег заморозить банковские счета акционеров ЮКОСа.
Невзлин признал, что в условиях нормальной экономики заработать за несколько лет миллиарды долларов невозможно, однако, по его словам, процесс накопления капитала в России в 90-х годах проходил в условиях переходного экономического периода.
"Кто ему (Путину) сказал, что экономика переходного периода является нормальной?! Она является, как раз, такой, в которой можно и нужно зарабатывать", - сказал Леонид Невзлин.
"Теперь хотелось бы разъяснить российскому президенту вопрос о миллиардах, которые в деньгах, и миллиардах, которые в капитализации компании. Наша сила состояла в том, что мы из дерьма сделали конфетку. Из компании, которая "лежала" и ничего не стоила, мы сделали компанию, которая перед его (Путина) нападением на нее и на нас стоила в районе 30 млрд долларов. Именно, это я имел в виду, когда говорил о том, что "денежки не последние". Сейчас они своими гениальными усилиями довели стоимость компании, практически, до нуля", - сказал Леонид Невзлин, подчеркнув, что эти действия подорвали не только саму компанию, но и оказали крайне негативное влияние на общий инвестиционный климат в России.
По словам Невзлина, "ужас ситуации состоит в том, что на подобном уровне рассуждает человек, который по долгу службы должен управлять государством, находящимся в нестабильной экономической и политической ситуации".
Совладелец Group MENATEP подверг сомнению моральное право президента России вообще касаться этической стороны дела ЮКОСа: "А как он (Путин) и его партнеры могли заработать и зарабатывают миллиарды уже живых долларов за короткий период в условиях нормальной, как он говорит, экономики?! Миллиарды, которые затем они вкладывают в футбольные клубы, яхты и прочие предметы роскоши?! Ведь никто из них ничего не говорит и никто не против, когда Абрамович тратит на личные цели деньги, выведенные из капитализации или из средств полученных в качестве дохода от торговли нефтью и нефтепродуктами, как основной акционер "Сибнефти".
В этом Леонид Невзлин видит двойной стандарт, применяемый Путиным и президентской администрацией по отношению к олигархам: "Почему одним можно делать все, включая вывод средств компаний на личные нужды, а другим запрещено осуществлять элементарное право собственника - владеть контрольным пакетом компании!".
"Иногда у меня возникает вопрос: Путин лжет или он действительно не понимает, что говорит?! Я все же склоняюсь ко второму: он на самом деле, абсолютно не понимая сути вещей, полностью убежден в своей правоте. В таком случае, прежде, чем управлять страной, ему надо было бы подучиться".
На просьбу "Курсора" прокомментировать заключительную стадию суда над главой компании ЮКОС Михаилом Ходорковским, Леонид Невзлин сказал: "Это не просто процесс и не просто приговор. Это - тест на демократию, тест на профессионализм, на независимость суда, на его способность сопротивления внешнему давлению. Если судьи профессиональны и порядочны, они сделают максимум возможного для того, чтобы, если не оправдать полностью, то, во всяком случае, смягчить приговор, вне зависимости от желания Кремля. Если все уже там дошло до того, что судья не может вынести независимого решения, приговор может быть сколь угодно тяжелым. Я считаю, что приговор, должен быть оправдательным или максимально мягким, но если в российской ситуации нет возможности вынести честный приговор, он, в любом случае, не может быть жестким. Ходорковский и Лебедев должны выйти на свободу, отделавшись некими штрафами, поскольку сидеть им не за что. Они и так уже отсидели больше, чем полагается".
Вместе с тем, он напомнил, что речь идет все же о политическом процессе, который может иметь драматическое продолжение. "Мы не можем исключать, что это только первая серия драмы и будут еще вторая, третья и четвертая", - заявил Леонид Невзлин.