Российское казачество переживает культурное возрождение. Когда-то казаки охраняли границы Российской империи для царя, а сейчас они делают то же самое для президента Путина, пишет The Globe and Mail в материале, перевод которого публикует Inopessa.ru.
Крупная община кубанских казаков живет в Ставрополе - городе с населением в 300 тыс. человек, который находится недалеко от Чечни и Грузии. Здесь возрождается традиционная роль казаков как стражей порядка. В ходе эксперимента добровольцы, облаченные в зеленый камуфляж, патрулируют улицы совместно с милицией.
Местные казаки надеются, что в ближайшем будущем будет принят закон, благодаря которому они получат особый статус стражей порядка, а заодно и причитающуюся заработную плату. Сторонники закона говорят, что присутствие казаков уже укрепило безопасность в регионе, одновременно возродив важную составляющую российской культуры.
Между тем на многонациональном юге России к возрождению казачества относятся с подозрением. Так, правительство Грузии на прошлой неделе выразило недовольство тем, что присутствие казачьих подразделений увеличивает опасность гражданской войны в Южной Осетии. Грузинские власти также обвиняют казаков в нарушении договоренностей о прекращении огня и убийстве нескольких грузинских солдат.
Хотя казаки живут и в Южной Осетии, Грузия утверждает, что виновники пересекли границу России, как только начался вооруженный конфликт. Есть сообщения и о том, что казачьи добровольцы направляются в Абхазию, пишет издание.
Руководитель культурного центра и музея в Ставрополе Виктор Есаулов улыбается в усы при мысли о том, что его собратья вновь сражаются по ту сторону Кавказских гор.
"Почему бы казакам не помочь осетинам? - спрашивает он. - У осетин правильный взгляд на вещи. Они хотят присоединиться к России".
Есаулов произносит старую казачью присягу на верность царю, Отечеству и Православной церкви. Он хвастается тем, что его сын полтора года прослужил в Чечне, сражаясь против сепаратистов, добивающихся независимости от России. А зять погиб на этой войне, с гордостью говорит он.
Другой казак - Губенко, худой бритоголовый человек с длинной бородой, похожий на монаха в камуфляже, руководит 800 казаками в Минеральных Водах. Он проповедует своим последователям сочетание благочестия с милитаризмом.
Огорченный тем, что Россия лишилась статуса великой державы, Губенко советует тем, кто находится под его командованием, совершать поездки в Чечню в составе регулярных подразделений российской армии.
Восемь лет назад он возглавлял казачий отряд, сровнявший с землей один из районов Грозного. Жестокость казаков потрясла даже закаленных в боях российских военных. Отряд, который сочли неконтролируемым, был распущен всего через два с половиной месяца.
В настоящий момент в России зарегистрировано более 600 тыс. казаков, 20 тысяч из которых служат в армии, и их число будет увеличиваться. Родители-казаки воспитывают своих детей в духе казачьей культуры.
Накануне 574 ученика в возрасте 10-17 лет начали обучение в кадетском училище, где утром они будут изучать обычные предметы школьной программы, а днем - учиться сражаться и служить в российской армии. Училище является одной из немногих российских школ, где много говорят о войне в Чечне, а ученики носят военную форму, отмечает The Global Mail.
"С самого начала казаки становились между разными национальностями и обеспечивали мир, - говорит заместитель директора Владимир Водолазков. - Когда мы перестали это делать, начались конфликты. Теперь мы восстанавливаем свою роль".