Глава Минсельхоза Александр Ткачев поддержал идею введения уголовной ответственности за ввоз в Россию санкционных продуктов, выдвинутую таможенной службой. "Почему нет?" - заявил в интервью "России 24" автор идеи показательного уничтожения незаконно ввезенных продуктов питания. Ткачев также предложил ограничить импорт виноматериалов в Россию, чтобы стимулировать развитие отечественного виноделия.
В настоящее время для юридических лиц, уличенных в контрабанде продуктов питания, установлена лишь административная ответственность - штраф от 100 до 300 тысяч рублей. Федеральная таможенная служба посчитала это недостаточным и предложила внести "запрещенку" в перечень стратегически важных товаров и ресурсов, что позволит применять к нарушителям нормы Уголовного кодекса. Сейчас статья 226.1 УК грозит за ввоз оружия массового поражения и материалов, которые могут быть использованы для его создания. Уголовный кодекс ради новой нормы менять не придется: перечень стратегических товаров утверждается постановлением правительства. Санкции данной статьи предусматривают от трех до семи лет лишения свободы со штрафом до миллиона рублей, а если преступление совершено организованной группой - от семи до 12 лет.
Глава Минсельхоза считает, что уголовное наказание поможет "отстоять людей" и подчеркивает, что это в русле мировой практики.
Отвечая на вопрос о более суровом наказании для нарушивших закон импортеров, Ткачев сказал: "Почему нет? Во всем мире очень жестко относятся к контрабандистам, и, если ты нарушил правила, тебе на десятки лет будет закрыт вход в страну. А как по-другому? Мы отстаиваем своих людей".
Законопроект Федеральной таможенной службы опубликован на сайте кабмина для общественного обсуждения, которое продлится до 3 сентября.
Опрос социологов из ФОМ показал, что абсолютному большинству россиян известно об уничтожении санкционных продуктов, и эту идею поддерживает больше людей, нежели выступают против.
В этом же интервью Ткачев казался против ввоза в страну виноматериалов для разлива в российские бутылки: "Наши заводы являются, в общем-то, цехами по розливу вина. Это недопустимо. Когда сегодня фермер или крупный кооператив начинает закладывать (винзавод), а я напоминаю, что окупаемость - 15 лет, проще завезти цистерну или пароход из ЮАР, или другой страны, сразу 100 или 1000 тонн... Разлить вино в бутылки, уже здесь в России, но чужое вино... Ну какая конкуренция".
Продуктовое эмбарго Россия объявила в августе 2014 года в качестве ответа на санкции, введенные после присоединения Крыма. В августе 2015 года запрет продлили на год и начали уничтожать контрабандные продукты, причем не только те, что подпадают под действие эмбарго. Например, в Белгородской области усыпили и сожгли 50 утят с Украины.
Ткачев отводит 5-10 лет на полное импортозамещение
Ткачев заявил, что на полное импортозамещение продуктов в стране понадобится десять лет: "Если будем идти такими же темпами прироста по объемам, не только в денежном, но, естественно, и в товарном производстве, то по одной дорожной карте, если средства будем тратить исходя из наших возможностей, экономя, конечно, и, безусловно, считаясь с кризисом и с той ситуацией, которая есть сегодня в мире и в стране, то десять лет - и мы решим эту задачу". (Цитата по РИА "Новости".)
Ткачев считает, что это консервативный сценарий. "Если поднапряжемся, если действительно мы сможем найти резервы дополнительные, финансовые прежде всего, то мы можем через пять или максимум семь лет решить эту задачу. И производить все абсолютно у себя в России. Кроме, наверное, цитрусовых, бананов, фиников, того что у нас по определению не растет", - указал глава Минсельхоза.