Горящие в Черном море танкеры находятся в санкционном списке США
Следственный комитет Российской Федерации / YouTube
Горящие в Черном море танкеры находятся в санкционном списке США
 
 
 
Горящие в Черном море танкеры находятся в санкционном списке США
Следственный комитет Российской Федерации / YouTube

Танкеры-газовозы Maestro и Candy, которые загорелись в Черном море во время перевалки сжиженного газа, находятся в санкционном списке США, сообщил ТАСС в среду первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук.

Ранее сообщалось, что всего на "Маэстро" и "Канди" находилось около 4,5 тыс. тонн сжиженного газа. Пожар произошел в момент перевалки груза. В этот момент оба танкера встали на нелегальную якорную стоянку в нейтральных водах неподалеку от Керченского пролива.

"Эти суда находятся в санкционном списке (санкционный список США от ноября 2018 года. - Прим. ТАСС), и там они указаны как суда, которые участвовали в <...> поставках нефтепродуктов в Сирию", - сказал представитель профсоюза. Перевозимое топливо предназначалось режиму президента Сирии Башара Асада.

В документе министерства финансов США от 20 ноября 2018 года приводится список судов, которые попали под санкции из-за того, что были связаны с поставками нефтепродуктов в Сирию. В него включены, в частности, Maestro под номером Международной морской организацией (IMO, присваивается при строительстве и не изменяется никогда) 8810700 и Venice с IMO 9005479. По данным открытого портала MarineTraffic, судно Venice с данным номером после 26 декабря 2018 года было переименовано в Candy.

По данным экстренных служб, номер судовой станции связи (MMSI) горящего корабля "Маэстро" 677082200 (совпадает с данными MarineTraffic для этого судна). Номер MMSI "Канди" - 457264000, что не совпадает с базой MarineTraffic. Однако открытые источники приписывают его кораблю с тем же IMO, что и у находящегося под санкциями Candy. Как пояснил ТАСС Ковальчук, номер MMSI может меняться при замене оборудования связи. В Международной федерации транспортных рабочих ТАСС также сообщили, что горящие в Черном море танкеры - это, вероятнее всего, суда с IMO 8810700 и 9005479.

"На них клейма негде ставить"

Слова Ковальчука подтвердил и эксперт благотворительного фонда "Майдан иностранных дел" Андрей Клименко. По его данным, оба загоревшихся танкера принадлежат турецкой компании, которая находится в санкционном списке США. Суда попали в черный список, поскольку "занимались незаконной перевозкой газа из оккупированного Крыма в Сирию и Ливан", пишет "Крым.Реалии".

Клименко пояснил, что танкеры принадлежат турецкой компании Milenyum Denizcilik Gemi и "на них клейма негде ставить". "Оба промышляли незаконной перевозкой газа из оккупированной Керчи, в последнее время также из Темрюка. Возили его в Сирию и Ливан. С весны 2015 года они в сирийском санкционном списке США и в нашем "черном списке" (базе судов-нарушителей санкций на территории Крыма, которую составляет "Майдан иностранных дел". - Прим. "Крым.Реалии")", - добавил Клименко.

Milenyum Denizcilik Gemi имеет штаб-квартиру в турецком Стамбуле и зарегистрирована в Стамбульской торговой палате. Сайт этой компании заблокирован, официальные телефоны не отвечают.

Турецкие власти пока не прокомментировали случившееся. Также случившееся не освещается турецкими СМИ, отмечает информагентство "Крым.Реалии".

В Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины подтвердили, что танкеры Maestro и Candy ранее заходили в закрытые порты Крыма, и допускают, что они "могли перевозить газ, добытый на шельфе аннексированного Крыма".

В ведомстве также утверждают, что на обоих судах не работала система AIS, которая позволяет отслеживать местоположение судна и вовремя оказывать ему помощь. К такому трюку многие суда-нарушители прибегают, когда хотят скрыть свои заходы в крымские порты.

Команды "серых" танкеров нарушили все мыслимые меры безопасности

Первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук пояснил, что перевалка таких опасных грузов как сжиженный газ должна проводиться только через портовую инфраструктуру. Делать это в открытом море категорически запрещено. Для того, чтобы перегрузить сжиженный газ вне порта, экипажам требовалось не только использовать специфическое оборудование, но и тщательно подготовиться, продумав план действий, учитывая волнение на море и погодные условия.

Представитель профсоюза отметил, что пока нет информации - производилась такая перевалка впервые или экипажи уже предпринимали подобные операции. "Я не считаю, что такие решения экипажи принимают самостоятельно. Вероятнее всего, перегрузка была санкционирована судовладельцами, они и несут ответственность. Другое дело, что капитаны судов должны были трезво оценивать опасность такого мероприятия", - сказал Ковальчук.

По его словам, возможностью перегрузки в открытом море пользуются судовладельцы, если слишком большое судно не может зайти в конкретный порт или чтобы сэкономить и не платить за пользование портовой инфраструктурой. Однако речь обычно идет о более безопасных грузах - например, зерне. В некоторых случаях такие операции могут быть законными.

"Крым.Реалии" также приводит мнение морского агента, со слов которого перевалка грузов непосредственно в море производится в двух случаях: если на судах находится контрабанда, которую нельзя "светить" при регистрации в портах, и если судовладельцы хотят сэкономить на портовых сборах. У берегов Крыма с 2014 года к этим причинам добавилась еще одна - нежелание владельцев судов "светиться" в санкционной зоне полуострова.

Транспортный эксперт, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов также сообщил ТАСС, что перегрузка топлива и опасных грузов с одного судна на другое в море может осуществляться только на рейде в портах. Особых условий перекачки требует сжиженный газ, во время перегрузки которого, по предварительным данным, и начался пожар на судах. "C точки зрения международных правил обращения опасных и прочих грузов, а также правил IMO (Международная морская организация), перегрузка даже неопасных грузов недопустима в открытом море - это является нарушением судовладельца. Перегрузка возможна на рейде в порту, это законно, это все регулируется", - сказал Безбородов.

Вместе с тем, по словам эксперта, сам характер работ, проводимых экипажами судов, был потенциально опасен, так как речь идет о сжиженном газе. "Им бы ни один адекватный капитан порта не дал бы разрешение на перегрузку сжиженных газов на рейдовой стоянке, сжиженный газ - самая взрывоопасная вещь, ее нужно переваливать в стационарных условиях на причалах", - отметил Безбородов.

Он добавил, что в день ЧП в районе были сложные для перекачки топлива на рейде погодные условия - ветер и высокие волны. По его словам, по инциденту в Черном море IMO может призвать Танзанию провести проверку, судам может грозить понижение статуса флага Танзании.

Пожар на танкерах "Маэстро" и "Канди", принадлежащих турецкой компании, возник 21 января в районе Керченского пролива за пределами территориальных вод России. По предварительным данным, инцидент произошел во время перегрузки топлива с одного судна на другое. На борту "Канди" находились 17 человек, из них девять - граждане Турции, восемь - Индии. На борту "Маэстро" находились 15 человек, в том числе граждане Турции и Индии. Ранее сообщалось, что из 32 моряков, находившихся на танкерах, спасти удалось 12. Их извлекли из воды, температура которой составляла 4 градуса. Также найдены тела десяти погибших моряков. Еще десять человек числятся пропавшими без вести, хотя некоторые из них могли сгореть в огне, а другие, по сообщениям очевидцев, утонули, поскольку не имели спасательных жилетов.

К вечеру 23 января пожар на танкерах так и не был потушен. В пресс-службе Росморречфлота также сообщили, что поисковая операция в районе происшествия приостановлена до утра.

Согласно графику движения судов в российском порту Кавказ, танкер Candy ночью 20 января вышел из российского Темрюка и направлялся в маленький ливанский порт Захрани с 5,8 тысячами тонн газа на борту. Учитывая официальную валовую грузоподъемность Candy, составляющую около 4 тысяч тонн, танкер был перегружен.

Погрузка Candy "прошла штатно", заявили в порту

От владельцев танкера "Маэстро", который загорелся в Черном море, не поступало заявок на погрузку и перевалку сжиженного углеводородного газа. Судно в январе 2019 года в терминал не заходило, сообщил "Интерфаксу" Анатолий Мазыло, директор ООО "Мактрен-Нафта" (терминал по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ), который расположен на территории порта Темрюк).

"Судно "Маэстро" никем из клиентов терминала не номинировалось для погрузки в январе 2019 года. Соответственно, терминал не мог отказать в постановке на причал данного судна в указанный период. Терминал осуществил погрузку судна "Кэнди" в период 19-20 января", - сказал он.

По словам Мазыло, погрузка на "Кэнди" прошла в штатном режиме, объем погруженных сжиженных углеводородных газов на судно составил 2 тыс. 402,579 метрических тонн.

"Заверяем о полном отсутствии каких-либо причин считать производство погрузочных работ на судно "Кэнди" на терминале предпосылкой произошедшей трагедии. ООО "Мактрен-Нафта" дает подтверждение о приеме судов-газовозов для погрузки только при соответствии технических характеристик таких судов условиям безопасной погрузки", - отметил собеседник агентства.

Мазыло подчеркнул, что компания "не располагает официальными данными об ограничении или запрете погрузки для каких-либо судов-газовозов из-за санкций".

Он также отметил, что ответственность за производство таких работ в нейтральных водах должна целиком лежать на капитанах судов. "Для перевалки СУГ ship-to-ship необходимо наличие соответствующей специализированной оснастки, профессиональной подготовки капитанов и экипажа, погодных условий", - добавил он.

Ранее в ряде СМИ появилась информация о том, что терминал "Мактрен-Нафта" в порту Темрюк запретил судну-газовозу "Маэстро" подойти к причалу и встать под загрузку, поэтому экипажи пытались напрямую перекачать сжиженный углеводородный газ с судна на судно, вследствие чего и произошел пожар.