Решение Международного суда по Косово, признавшего легитимным одностороннее провозглашение его независимости, дает возможность мировому сообществу по-иному посмотреть на суверенитет Южной Осетии и Абхазии, считают в Совете Федерации.
Напомним, Приштина в феврале 2008 года в одностороннем порядке провозгласила независимость населенного преимущественно албанцами края Косово от Сербии. Это решение поддержали десятки стран, в том числе США и большинство членов Евросоюза. Против, разумеется, была Сербия, ее в этом активно поддерживает Россия.
Суд пришел к выводу, что одностороннее провозглашение независимости в целом не нарушает никаких международных актов или резолюций Совета Безопасности, в том числе положений резолюции 1244 и таким образом не противоречит нормам международного права, говорится на сайте ООН. Суд отметил, что резолюции Совета Безопасности были своего рода документами, которые предусматривали необходимость определения окончательного статуса Косово, создали условия для провозглашения такого акта. Судьи напомнили о предшествующем процессе по определению окончательного статуса края.
- В Ереване воодушевлены решением Гаагского суда
Решения в Международном суде принимаются 15 судьями большинством голосов. Озвученное мнение не носит обязывающего для стран - членов ООН характера, лишь консультативный. Тем не менее, оно создает определенный международно-правовой прецедент. Сербия рассчитывала на удачу и в этом случае могла бы вновь вынести вопрос по статусу Косово на обсуждение Генассамблеи ООН и потребовать рассмотреть его уже с учетом гаагского юридического заключения. При благоприятной расстановке сил, надеялись в Белграде, оппонентов в Приштине вновь удастся усадить за стол переговоров.
Отметив, что "судебное решение есть судебное решение и оценкам не подлежит", председатель комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров подчеркнул, что "оно является еще одним веским подтверждением в пользу объявления суверенитета Южной Осетией и Абхазией".
У этих республик "оснований для отделения от Грузии было не меньше, чем у Косово от Сербии", сказал он. Решение суда - "прецедент, который дает возможность политикам и мировой общественности по-иному посмотреть на суверенитет двух Кавказских республик", уверен сенатор.
Первый вице-спикер СФ Александр Торшин считает, что решение международного суда ООН о признании легитимности одностороннего провозглашения независимости Косово создает опасный прецедент, сообщает "Интерфакс". "Суд ООН не имеет никакого морального права заниматься такого рода вопросом. Решение, которое принято им в отношении Косово, создает опасный прецедент", - заявил Торшин.
Он пояснил, что хорошо знает ситуацию в Косово, неоднократно бывал там, в том числе и во время конфликта, и видел все своими глазами. "Именно при попустительстве суда ООН были осуществлены бомбардировки бывшей Югославии и Сербии, при его попустительстве косовские бандиты уничтожали мирное население, разрушали сербские храмы", - подчеркнул Торшин.
В то же время он считает, что если уж проводить суд по косовскому вопросу, то делать это надо было на территории "выжженных сербских сел, уничтоженных сербских монастырей и сербских кладбищ". "Сели бы эти судьи оказались там - на выжженном пепелище, посмотрели вокруг, то у них, возможно, проснулась бы совесть", - сказал Торшин.
При этом он обратил внимание на своеобразие международного суда ООН, который, как подчеркнул российский сенатор, состоит из представителей тех государств, которые уже признали Косово. "Это такой юридический цинизм, который часто встречается в международном праве, которое само по себе является весьма специфическим", - пояснил Торшин.
Он считает, что никаких юридических последствий решение суда не будет иметь. "Те, кто уже признал независимость Косово, тот признал, а те, кто не признал, тот и будет стоять на своем", - добавил Торшин.
По его словам, вызывают большие вопросы и сомнения формулировки международного суда по поводу многонационального народа Косово. "Суду следовало бы забыть о многонациональном народе Косово. Сегодня эта территория является мононациональной и состоит исключительно из албанцев. Это моногосударство с которым Европа еще наплачется. Она выпустила на волю эту хищную птицу", - сказал Торшин.
При этом он добавил, что страны, которые входят в состав международного суда ООН, еще на себе испытают последствия такого необдуманного и опрометчивого шага. "Теперь в Европе появится свой штатный бандит. И ничего общего с нормами международного права эта ситуация не имеет", - убежден Торшин. По его словам, этот прецедент ставит вопрос: "Почему Косово можно, а Южной Осетии и Абхазии нельзя?"
"России и странам, которые признали независимость Южной Осетии и Абхазии, в этой ситуации необходимо сосредоточить свои усилия на укреплении отношений с этими республиками. Если Косово просто нашпиговано иностранными войсками, нечего кивать в сторону России, которая разместила свои военные базы на территории Абхазии и Южной Осетии", - подчеркнул Торшин.
Он убежден в том, что прецедент, юридически закрепленный международный суд, теперь развяжет руки многим сепаратистам, прежде всего, на территории самой Европы. "Даже очень благополучные страны ЕС сейчас испытывают на себе отголоски сепаратизма", - сказал Торшин. Он убежден в том, что это решение суда не приведет к процветанию Косово и уж, тем более, не уменьшит напряженности в крае Косово.
Член комитета СФ по международным делам, председателя комиссии по делам молодежи Владимира Жидких заметил: "Вряд ли можно было ожидать от него (суда) другого вердикта - позиция большинства стран ЕС известна". "Но наше мнение неизменно: отделение Косово произошло искусственным путем", - обратил внимание сенатор.
По его мнению, юридическое решение "не принесет покоя ни в Сербии, ни в самом Косово, так что точка напряжения будет присутствовать в Европе по-прежнему". Он считает, что "суд не поставил точку в решении косовской проблемы". По словам Жидких, "скорее всего оно было принято для самоуспокоения членов ЕС, которые в свое время поддержали самопроповозглашение Косово".
В Ереване воодушевлены решением Гаагского суда
Решение Гаагского международного суда о признании независимости Косово является беспрецедентным событием, заявил замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.
"Беспрецедентно, во-первых, в том смысле, что впервые Международный суд коснулся двух принципов: принципов самоопределения и территориальной целостности и относительности принципа территориальной целостности. Суд принял именно то решение, которое исходило из устава ООН", - сказал Кочарян в эфире Общественного телевидения Армении. По его словам, самоопределение наций - одна из целей ООН, а территориальная целостность - "всего лишь принцип для достижения этой цели".
"Когда есть самоопределение, в данном случае территориальная целостность второстепенна, первостепенно именно самоопределение наций. Вот об этом и решение Гаагского суда", - сказал замглавы МИД Армении.
"Международный суд, по сути, сказал, что два албанских государства - Албания и Косово - могут быть независимыми. Где после этого остались слова самых высоких чиновников Азербайджана о том, что армяне не могут самоопределиться дважды и иметь два государства?", - отметил Кочарян.
Нагорно-карабахский конфликт (Справка)
Начало карабахскому конфликту было положено в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область с центром в Степанакерте заявила о выходе из Азербайджанской ССР.
В сентябре 1991 года в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики в границах бывшей карабахской автономии и соседних армянонаселенных районов Азербайджана. Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран, продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и, полностью или частично, над семью прилегающими к нему районами.
С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы Карабаха, который не является стороной переговоров.