Тверской суд столицы не принял к рассмотрению иск москвички Светланы Добронравовой, которая жалуется на бездействие властей при задымлении города во время природных пожаров.
"Данный иск оставлен без движения, заявителю предложено в определенный срок устранить допущенные при его составлении недостатки", - цитирует ИТАР-ТАСС заявление пресс-секретаря суда Александру Березину. После того, как иск будет соответствовать установленным законом нормам, он будет принят к рассмотрению.
- Добронравовой звонят "сотрудники милиции" и угрожают психбольницей
- Возможные перспективы иска
- Смог сделал россиян беззащитными перед инфекционными заболеваниями
Напомним, жительница столицы обратилась в суд с иском против правительства Москвы, МЧС России и Минздравсоцразвития. Она просит суд признать "необоснованным, незаконным и неправомерным" бездействие всех ответчиков, обязать их рассмотреть ее обращения, поданные во июле и августе, и ответить на них, а также признать за ней право на компенсацию в случае, если ее здоровью причинен серьезный вред.
В заявлении отмечается, что из-за аномальной жары и многочисленных пожаров в Москве и других регионах резко ухудшилась экологическая обстановка, "что привело к тому, что находится в городе - в квартирах и на улице - стало непереносимо". Добронравова обращалась в госучреждения с вопросами о том, что делать и как правильно организовать быт, чтобы избежать отравлений, последствия которых могут проявиться и после нормализации обстановки. Она также просила предоставить информацию о возможности использования бомбоубежища, в котором есть оборудование для предотвращения массовых отравлений и другого вреда здоровью. "Куда бы я не обращалась, мне отвечали, что ничего не знают, - говорится в иске. - Я выслушала много оскорблений, грубости в свой адрес и много еще чего".
Заявительница подчеркнула, что ей даже не сообщили информацию о количестве вредных веществ в воздухе, а в МЧС ответили, что не знают, где расположены бомбоубежища. (Прим. NEWSru.com: когда дым развеялся, директор Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС Михаил Верзилин признал: москвичей можно было бы спрятать в бомбоубежищах. Все защитные сооружения, которые находятся на территории Москвы, в исправном состоянии. "Просто мы не видели необходимости открывать и наполнять людьми", - добавил он, однако согласился с тем, что это "один из возможных вариантов" спасения от смога - там есть фильтры.)
Добронравовой звонят сотрудники милиции и угрожают психбольницей
Между тем, как рассказала сама Светлана Добронравова в интервью Русской службе новостей, ей стали поступать звонки с угрозами - как она говорит, от сотрудников милиции.
"Мне стали поступать угрозы от сотрудников милиции. И угроза следующего содержания: я психически ненормальная, именно поэтому делать мне нечего; и у них найдутся средства и возможности, чтобы поместить меня в психушку за то, что я подала этот иск", - сообщила Добронравова. Она также подчеркнула, что все звонки на ее телефон фиксируются: "Разговоры записываются, так что я предупреждаю сотрудников милиции".
Что касается судьбы иска, то москвичка сообщила, что в ближайшие сроки исправит все недостатки и обратиться с повторным иском. "Я буду знакомиться с материалами и с определением. В зависимости от того, какие нужно будет устранить допущенные нарушения, указанные судом, я это сделаю так, чтобы это было устранено", - отметила она.
При этом Добронравова отметила, что суд допустил ряд нарушений, не известив ее в законом установленный срок о необходимости исправить неточности, допущенные в ее исковом заявлении.
Светлана Добронравова - профессиональный юрист. Она обещает, что всего исков будет два. Второй - о компенсации материального и морального вреда всем пострадавшим москвичам (в случае причинения вреда средней тяжести можно рассчитывать на сумму до 100 тысяч рублей). Людям нужно будет предоставить справки: у кого были обострения заболеваний во время дыма. Кроме того, полагает Добронравова, лесные пожары и жара стали причиной гибели людей, и их родные тоже имеют право требовать компенсации. Юрист предлагает пострадавшим москвичам присоединяться к ней.
"Свободная пресса" отмечает, что, хотя в России практика подобных исков невелика, а успешных практически нет, подобная постановка вопроса вплоне естественна для стран европейской юридической культуры. Так, в англосаксонском праве деяния или бездействие, повлекшие за собой причинение ущерба, подобного столичному "желтому туману", имеют особое название 'tort'. Судебная практика по этому роду дел весьма разнообразна, и говорить о гарантированной компенсации не приходится даже в таких странах, как США. Дело в том, что, по действующим законодательствам большинства стран, факт бездействия истцу приходится доказывать - что не так просто, особенно если речь идет о бездействии должностных лиц или организаций.
Так, например, одно из дел по итогам масштабных лесных пожаров в Калифорнии в 2007 году завершилось в пользу государственых органов лесной и пожарной охраны - экологическим активистам не удалось добиться признания работы соответствующих органов бездействием.
Между тем, та же калифорнийская судебная практика дает указание на один из возможных методов защиты властей. Так, в еще одном деле о возмещении ущерба, причиненного бездействием, суд признал, что сотрудники (в данном случае - диспетчеры службы 911), лично виновные в бездействии, не пользуются иммунитетом как служащие компании-оператора и могут преследоваться в индивидуальном порядке.
Однако в российской судебной практике до такого, скорее всего, не дойдет, полагают юристы. "Практически наверняка этот иск не будет принят к рассмотрению, а если и будет принят - то уж точно не будет удовлетворен, - заявил адвокат Сергей Антонов. - В качестве примера приведу один иск, который я пытался подавать с целью улучшить экологическую обстановку в Москве. Речь шла о том, чтобы обязать московских автовладельцев, ездящих по центру города, оснастить свои автомобили каталитическими нейтрализаторампи отработавших газов. Это помогло бы городу куда больше, чем, скажем, постройка очередного транспортного кольца. Однако такой иск у нас даже не приняли к рассмотрению".
"Вероятно, госпожа Добронравова подала иск о возмещении вреда, причииненного неправомерным бездействием, - предположил адвокат и правозащитник Юрий Падалко. - Законодательство позволяет оставить такой предмет требований. И если она защищает только свои интересы, то это нормальная, вполне правовая ситуация. Она просит возместить вред лично ей.
Но если речь идет о защите неопределенного круга лиц, то такой иск вправе подавать только прокурор - насколько мне известно, по ГПК и Закону о прокуратуре. Ни гражданин, ни адвокат такие иски подавать не могут — это было возможно в старом ГПК, но в ныне действующем с 2003 года такое невозможно. Только прокурор".
Но даже если в иске все правильно сформулировано и обосновано — предупреждает Падалко, - потребуется установить причинно-следственную связь между негативными последствиями. "Я думаю, что такими последствиями любой юрист поставит увеличение смертности из-за того, что в Москве не была объявлена чрезвычайзная ситуация и не были предприняты меры - предположил юрист. - тогда бы все было правильно. Тогда был бы возможен такой иск, но только в интересах одного заявителя. Но никак не в интересах неопределенного круга лиц".
Что касается возможности успешного разрешения этого иска, то в это не верят оба эксперта.