В момент нарастающего напряжения вокруг американского "списка Магнитского" и российского "антимагнитского закона" прокуратура выступила перед судом с просьбой оправдать единственного фигуранта дела о смерти в СИЗО юриста и аудитора фонда Hermitage. Как пояснил правоохранитель, сторона обвинения не видит связи между гибелью Сергея Магнитского и действиями обвиняемого Дмитрия Кратова, бывшего замначальника "Бутырки", где и погиб арестант.
"Я прошу вынести оправдательный приговор", - обратился к суду прокурор Константин Боков, передает "Интерфакс".
Следователи придерживались версии, что Кратов ненадлежащим образом исполнял свои должностные обязанности по обеспечению медицинской помощи гражданам, содержавшимся в следственном изоляторе. Но прокурор сделал иные выводы: причиной смерти стали конкурирующие заболевания.
"Исследование проведено высококвалифицированными специалистами, и не вызывает сомнений", - подчеркнул прокурор. При этом Боков уверен, что имевшиеся заболевания (вторичной дисметаболической кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита) медики не могли точно диагностировать.
По версии Бокова, Магнитский умер от "истощения энергетического ресурса сердечной мышцы", цитирует РАПСИ. "Недостатки медпомощи не явились первопричиной смерти", - резюмировал прокурор.
Боков отметил, что можно говорить о признаках преступления не в действиях обвиняемого, а в действиях врача Ларисы Литвиновой, которая лишила арестанта медпомощи. Но в отношении нее дело было прекращено.
Адвокат: судья прислушается к прокурору
Защитник вдовы Сергея Магнитского высказал мнение, что ходатайство следствия было вызвано обострением российско-американских отношений. "Я могу связать это с тем, что принят "акт Магнитского" в Америке. Всему миру показать: был у нас обвиняемый, мы его оправдали - Магнитский умер сам, - пояснил юрист. - Скорее всего, больше процессов связанных со смертью Магнитского не будет, я убежден". Адвокат сомневается, что суд после такой позиции прокурора может вынести обвинительный приговор.
Дмитрию Кратову были предъявлены обвинения по статье ч.2 ст.293 УК РФ ("Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека"). Родственники погибшего, однако, не соглашались с этой формулировкой и несколько раз ходатайствовали о замене статьи обвинения на более тяжелую.
Не соглашались они и с официальной версией гибели Сергея Магнитского. "Мне бы хотелось, чтобы суд установил, как мой молодой, здоровый сын превратился за год содержания под стражей в человека с диагностированными смертельными заболеваниями. Мой сын погиб не на пустынной улице, не в пустом подъезде, а в госучреждении на глазах многих свидетелей", - заявила на одном из заседаний мать погибшего Наталья Магнитская.
Члены семьи скончавшегося юриста рассказывали, что перед смертью видели на теле у заключенного синяки. Тюремный врач Александра Гаусс в суде объяснила: "Я думаю, это связано с тем, что при приеме на сборном отделении он поднял кушетку и начал бить ею о решетку и, вероятно, поранил себя". Гаусс также рассказала, что Магнитский показался ей неадекватным.
Родственники уверены, что за гибель Сергея Магнитского должен отвечать не только Дмитрий Кратов, но и врач Александра Гаусс и следователь Олег Сильченко, занимавшийся делом Сергея Магнитского. Сам обвиняемый, по мнению Натальи Магнитской, создавал ее сыну пыточные условия содержания.
Аудитор фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов, скончался в СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года, пробыв под стражей почти год. При этом большую часть своего заключения Магнитский провел в СИЗО "Бутырка".
Арест юриста был связан с делом о неуплате налогов. По данным правозашитников, уголовное преследование стало следствием конфликта между фондом Hermitage Capital, в котором работал Магнитский, и так называемой "кастой неприкасаемых" - группой чиновников и силовиков, которые, как утверждает руководство фонда, совершили хищение из бюджета 5,4 миллиарда рублей.