"Чиновник создает общественную организацию и ставит во главе своих людей, получает грант или бюджетные деньги, например, для очередного общества по поддержке инвалидов", - рассказал журналистам депутат Госдумы Сергей Марков
RTV International
"Чиновник создает общественную организацию и ставит во главе своих людей, получает грант или бюджетные деньги, например, для очередного общества по поддержке инвалидов", - рассказал журналистам депутат Госдумы Сергей Марков В минувшем году Общественная палата выделила 188 млн рублей независимой организации "В поддержку гражданского общества"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
"Чиновник создает общественную организацию и ставит во главе своих людей, получает грант или бюджетные деньги, например, для очередного общества по поддержке инвалидов", - рассказал журналистам депутат Госдумы Сергей Марков
RTV International
 
 
 
В минувшем году Общественная палата выделила 188 млн рублей независимой организации "В поддержку гражданского общества"
Вести-Москва
 
 
 
"Создание GONGO приобрело большой масштаб, речь идет о сотнях организаций. Можно сказать, что львиную долю государственного финансирования некоммерческих организаций получают они", - сказал Юрий Джибладзе
RTV International
 
 
 
По мнению председателя фонда "Право матери" Вероники Марченко, то, что происходит между государственными организациями и настоящими НКО, - это не конкуренция, а рейдерство
hro.org

Многочисленные правозащитные и благотворительные некоммерческие организации (НКО), которые массово появляются в России в последнее время, зачастую создаются чиновниками с целью куда-нибудь потратить бюджетные миллионы и не приносят гражданам реальной пользы, утверждают правозащитники из "старых" организаций. Таким образом, псевдо-НКО начинают вытеснять реальных правозащитников, пишут "Новые известия".

"Чиновник создает общественную организацию и ставит во главе своих людей, получает грант или бюджетные деньги, например, для очередного общества по поддержке инвалидов", - рассказал журналистам депутат Госдумы Сергей Марков.

В прошедшем году, например, значительно увеличилось число союзов и комитетов по борьбе с коррупцией. Не менее 70% таких структур, по данным Госдумы, создаются, чтобы заработать денег или для пиара какого-нибудь избираемого чиновника. Также на пике популярности в России создание обществ ветеранов, инвалидов и защита прав и свобод потерпевших, пишет газета.

В минувшем году Общественная палата выделила 188 млн рублей независимой организации "В поддержку гражданского общества". Деньги пойдут на светлые цели - "защиту прав и свобод человека и правовое просвещение населения". Немаловажно, что на сайте этой организации в разделе "виды деятельности" такие цели вообще отсутствуют".

Между тем юристы фонда "Право матери" много летают по России - от Камчатки до Мурманска, - чтобы отсудить для родителей погибших в армии солдат компенсацию и добиться расследования дел, когда воинские части твердят о "самоубийстве солдата на почве неразделенной любви". Но грантов от Общественной палаты и других государственных структур фонд не может добиться уже много лет.

Проблема псевдо-НКО - не специфически российская: в мире такие организации называют ироническим словом GONGO - государством организованные негосударственные организации. В ООН даже выделили критерии независимых НКО, чтобы отличать их от GONGO: они должны быть организационно независимы от государственной власти и образовываться по принципу добровольности, а не принуждения.

И если, по данным Общественной палаты, общая численность некоммерческих организаций в РФ на 1 января 2009 года достигала 669,9 тыс., то, по версии ООН, из них к истинно некоммерческим и независимым можно отнести только 360 тыс.

"Создание GONGO приобрело большой масштаб, речь идет о сотнях организаций. Можно сказать, что львиную долю государственного финансирования некоммерческих организаций получают они", - сказал НИ директор Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.

Согласно неутешительным прогнозам Высшей школы экономики, в ближайшие годы уровень доминирования государства в развитии организаций гражданского общества только возрастет, причем сильно.

По мнению председателя фонда "Право матери" Вероники Марченко, то, что происходит между государственными организациями и настоящими НКО, - это не конкуренция, а рейдерство. GONGO пытаются позаимствовать имидж настоящих НКО благодаря большему финансированию.

"При худшем сценарии может начаться вытеснение настоящих общественных организаций, - считает Марченко. - Важно понять, что государству не выгодны GONGO. Они неэффективны, сколько бы денег в них ни загонялось. Не для общественных организаций губительны GONGO, они паразитируют на самом государстве".