В группе "Гражданское общество" - в одном из ключевых подразделений российско-американской президентской комиссии - сменилось руководство
U.S. State Department
В группе "Гражданское общество" - в одном из ключевых подразделений российско-американской президентской комиссии - сменилось руководство Владислав Сурков
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В группе "Гражданское общество" - в одном из ключевых подразделений российско-американской президентской комиссии - сменилось руководство
U.S. State Department
 
 
 
Владислав Сурков
Global Look Press
 
 
 
Майкл Макфол
Global Look Press

В группе "Гражданское общество" - в одном из ключевых подразделений российско-американской президентской комиссии - сменилось руководство. На смену политическим сопредседателям Владиславу Суркову и Майклу Макфолу, покинувшим администрации президентов РФ и США, пришли дипломаты, ранее уже отличившиеся жесткой критикой положения с правами человека, пишет "Коммерсант".

"Я ушел в отставку из-за своей новой работы, а господин Сурков - из-за его новой должности, - пояснил сам Макфол, с 14 января находящийся в Москве в качестве посла США. - С американской стороны новым сопредседателем группы назначен Томас Мелиа, заместитель помощника госсекретаря США по демократии, правам человека и труду. А с российской - Константин Долгов, уполномоченный МИДа РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права".

Напомним, первый день работы нового американского посла был омрачен скандалом: "познакомиться" с ним в посольство явились представители российской оппозиции. Блогосфера отреагировала крайне негативно, буквально завалив главных активистов Болотной и Сахарова едкими комментариями и обвинениями в работе на США. Досталось и послу - его личный блог, специально созданный накануне приезда в Россию, атаковали "тролли", выпрашивающие у американца "гранты на развитие демократии".

Теперь уже бывший партнер Макфола по "Гражданскому обществу" Сурков, напомним, в конце декабря перешел на работу в Госдуму в качестве вице-премьера. На предыдущем месте работы в администрации президента Сурков прославился в качестве ярого защитника кремлевской идеологии. От бывшего лидера "Правого дела" Михаила Прохорова он получил прозвище "главный кукловод". А накануне парламентских выборов, с подачи ассоциации "Голос", стала крылатой фраза "вы - сурковская пропаганда".

Макфол, который, казалось бы, должен быть непримиримым идеологическим противником Суркова, опытом сотрудничества с ним остался доволен: "У меня были о нем некоторые ложные представления. О его деятельности ходит много слухов... Мы научились кое-чему друг у друга. И это хорошо. Результатом нашей работы стало более тесное взаимодействие, меньше стереотипов и мифологических представлений друг о друге".

Как отмечают российские правозащитники, деятельность группы "Гражданское общество" была не слишком публичной, а процесс обсуждения сторонами ряда вопросов часто оставался чуть ли не тайным. Например, редко составлялись юридические документы - все обсуждалось на словах, итоги заседаний не документировались. Теперь, с назначением новых уполномоченных лиц, группа, прежде избегавшая публичности, может превратиться в площадку для открытого выяснения отношений.

Долгов и Мелиа, по сути, уже вступили друг с другом в заочную полемику. В середине декабря Мелиа выступил в сенате, где назвал выборы в Госдуму РФ "подтасованными", выразил озабоченность расцветом в России антисемитизма, ксенофобии, гомофобии и нетерпимости к религиозным меньшинствам. Больше всего он возмутился ситуацией на Северном Кавказе, где, по его словам, "представителями силовых органов серьезно нарушаются права человека". Мелиа, кстати, поддерживает запрет на въезд в США российских чиновников из "списка Магнитского".

Долгов тоже отметился жесткой критикой в адрес США. В конце декабря он представил доклад МИДа "О ситуации с правами человека в ряде государств мира", в котором, в частности, указывалось, что в США существуют проблемы со свободой слова, а также "обостряются застарелые системные проблемы, включая расовую дискриминацию, ксенофобию, переполненность тюрем, необоснованное применение смертной казни, в том числе к невинным, несовершеннолетним и душевнобольным, несовершенство избирательной системы, коррупцию".