Мосгорсуд начал в четверг, 24 июля, оглашать приговор координатору "Левого фронта" Сергею Удальцову и его соратнику, экс-помощнику депутата Госдумы Леониду Развозжаеву. Судебное заседание началось в 13 часов.
Как и ожидалось, суд признал подсудимых виновными в организации массовых беспорядков на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года - их приговорили к 4,5 годам тюрьмы, сообщает ИТАР-ТАСС. Адвокаты оппозиционеров намерены обжаловать приговор.
В преддверии вынесения решения суда сторонники активистов собрались на акцию протеста. Возле здания суда были усилены меры безопасности, передает радиостанция "Эхо Москвы".
Эксперты не сомневались, что приговор будет обвинительным. Прокуратура запросила в качестве наказания 8 лет колонии. Однако суд приговорил Удальцова и Развозжаева к 4,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Их исправление, отмечается в приговоре, может произойти лишь в "изоляции от общества".
Развозжаеву также назначен штраф в сумме 150 тысяч рублей. "Суд пришел к выводу, что Удальцов и Развозжаев осознавали общественную опасность своих деяний, действовали умышленно с целью дестабилизировать обстановку", - огласил судья. Также судом установлено, что сотрудники полиции не осуществляли провокаций, а действовали в целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан.
Сергей Удальцов в знак протеста против вынесения незаконного приговора объявил в СИЗО бессрочную голодовку
— Сергей Удальцов (@s_udaltsov) 24 июля 2014
Во время оглашения приговора судья призвал приставов активнее контролировать поведение слушателей на оглашении приговора Удальцову и Развозжаеву. По данным ИТАР-ТАСС, в ходе оглашения приговора ряд сторонников подсудимых громко высказывали несогласие с мнением суда, позволяли себе выкрики, смех, а также аплодисменты в поддержку обвиняемых. Так, одна из свидетелей выкрикнула, что ее показания якобы не отражены в приговоре. Все нарушающие порядок в зале заседания были удалены без права вернуться в него.
Судья также обратил внимание слушателей на то, что приговор слушается стоя, без исключений. В связи с этим он попросил приставов удалить из зала пожилую женщину, которая, сославшись на то, что является инвалидом, присела на скамью. "Приговор слушается стоя. Инвалиды не должны присутствовать в зале", - сказал Замашнюк.
Как отмечается в приговоре, Развозжаев знал, что против него проводится следственная проверка, и после выхода фильма "Анатомия протеста - 2" уехал на территорию Украины, "использовав чужой паспорт". Кроме того, в приговоре утверждается, что позже он вернулся в Россию и написал явку с повинной, в которой заявил, что "считает себя патриотом и раскаивается в содеянном".
"У суда нет оснований не доверять экспертизе, подтвердившей достоверность данной явки с повинной", - подчеркивается в приговоре.
Вместе с тем защитники уже заявили, что не согласны с решением суда и обжалуют приговор в вышестоящую инстанцию - Верховный суд России. Адвокат Развозжаева Дмитрий Аграновский сообщил ИТАР-ТАСС, что намерен обратиться с жалобой на приговор не только в Верховный суд России, но и Европейский суд по правам человека. "Конечно, сегодняшний приговор будет обязательно обжалован как незаконный и необоснованный", - сказал Аграновский. Защита Удальцова также считает сегодняшний приговор "абсолютно немотивированным" и тоже намерена его обжаловать.
Сам Удальцов и его семья, похоже, были готовы к обвинительному приговору. На заседание в Мосгорсуд активист пошел уже с собранными вещами, рассказала газете "Московский комсомолец" его супруга Анастасия.
Координатор "Левого фронта" заявил, что относится к этому "философски". "Внутренне я свободен, и этой свободы меня никому не лишить", - пояснил он свою позицию через адвокатов (по условиям домашнего ареста ему запрещено общаться с прессой лично. - Прим. NEWSru.com).
Также через защитников оппозиционер поделился с журналистами деталями громкого уголовного дела. В частности, он в очередной раз опроверг свое знакомство с грузинским политиком Гиви Таргамадзе, которого обвинение считает спонсором протестов российской оппозиции.
По словам Удальцова, версия про встречи именно с Таргамадзе основывается на показаниях третьего фигуранта уголовного дела - Константина Лебедева, который пошел ранее на сделку со следствием и дал показания на своих бывших соратников.
"В 2012 году Константин Лебедев познакомил меня в Минске со своими друзьями-бизнесменами, мы обсуждали с ними разные деловые проекты (причем абсолютно законные и легальные). Как показали последующие события, наше доверие к Лебедеву оказалось большой ошибкой. (…) Предполагаю, что он и позвал нас с Развозжаевым в Минск в провокационных целях", - заявил Удальцов "МК".
Он также отметил, что словам Лебедева верить никак нельзя, хотя бы потому, что в ходе следствия и судебного разбирательства он "давал три разных варианта своих показаний", которые, по мнению Удальцова, "не стыкуются друг с другом".
"Тот вариант показаний, который лег в основу предъявленного мне обвинения, был дан уже после подписания Лебедевым досудебного соглашения о сотрудничестве со следствием. То есть он был непосредственно заинтересован в облегчении своей участи, поэтому и дал показания на меня и Развозжаева", - добавил Удальцов.
Еще один "козырь" обвинения - видеозапись скрытой камерой, частично показанную в фильме "Анатомия протеста - 2", Удальцов назвал "абсолютно негодным доказательством".
"Лицо кавказской национальности", якобы передавшее сотруднику телеканала жесткий диск с видеозаписями, не установлено. Сотрудники телеканала в суде сообщили, что диск, переданный "бдительным кавказцем", был утрачен еще до выдачи следователям. Выяснилось, что в СК РФ был передан уже совсем другой диск, который переписали с диска, переданного "неизвестным", а затем вообще стерли всю информацию с редакционного компьютера. То есть по факту в материалах дела находится дважды "непервичный" носитель видеоматериалов, неизвестно откуда полученный, да еще и, вероятно, подвергшийся изменению, что просто недопустимо", - заявил Удальцов.
Кроме того, добавил он, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, удостоверяющие личность Таргамадзе. Сторона обвинения делает вывод о том, как он выглядит, на основании титров в фильме "Анатомия протеста - 2". Между тем не исключено, что в фильме был использован псевдоним, двойник, однофамилец или родственник, считает Удальцов.
Что касается денег, якобы полученных им от грузинского политика и пошедших на покупку автомобиля, то, по словам Удальцова, этого также не было. На подержанный Opel его семья, по его словам, накопила сама. Впоследствии машина была изъята следователями "в счет будущего возмещения ущерба, причиненного "беспорядками на Болотной площади", и уже почти два года ржавеет на стоянке возле здания СК, рассказал Удальцов.
В настоящее время семье оппозиционера помогают друзья. "Запросы у нас скромные. Когда у меня был обыск, то следователи даже прониклись сочувствием и сказали, что я "самый аскетичный оппозиционер", - рассказал координатор "Левого фронта".
Судебное заседание по делу Удальцова и Развозжаева началось в четверг, 24 июля, в 13 часов. Сторонники оппозиционеров сообщали, что за час до этого планируют провести рядом с Мосгорсудом свою акцию. По их словам, она была согласована с властями.
Активисты "Левого фронта" собираются провести перед началом судебного заседания массовый пикет в поддержку Удальцова и Развозжаева, сообщила перед началом процесса "Эху Москвы" пресс-секретарь "Левого фронта" Анастасия Удальцова. Еще одно протестное мероприятие в связи с приговором, как ожидается, состоится вечером на Манежной площади, сообщает радиостанция.
В преддверии этих событий рядом со зданием Мосгорсуда были усилены меры безопасности. Здание суда было взято полицией под усиленную охрану. Возле него были выставлены около десяти полицейских автобусов.
Как передает "Интерфакс", по периметру территории Мосгорсуда, а также в прилегающих проездах жилых домов расположились автобусы с сотрудниками правоохранительных органов, в том числе бойцами ОМОН. Полицейские выстроились в цепочку вдоль забора напротив главного входа в Мосгорсуд. Рядом с территорией суда стоят несколько активистов в одиночных пикетах с плакатами в поддержку подсудимых.
Удальцову и Развозжаеву грозит довольно серьезный тюремный срок. Прокуратура требует назначить им наказание в виде 8 лет лишения свободы каждому. Адвокат Удальцова Виолета Волкова считает, что приговор ее подзащитному будет максимально жестким. Не сомневаются в решении суда и другие эксперты.
Между тем Русская служба BBC отмечает, что интерес к судьбе лидеров оппозиции в обществе в последнее время значительно снизился.
Дело Удальцова и Развозжаева обещало стать кульминацией судебных "болотных" процессов, однако спустя два года после тех событий внимание и интерес публики к "болотникам" упал до самого низкого уровня. В отличие от первых "болотных дел" поддержать арестованных оппозиционеров на заседания Мосгорсуда приходили лишь их самые близкие друзья и соратники. Пресса также не слишком активно освещала этот процесс, что нашло отражение в отчетах социологов.
В сделанном агентством "Медиалогия" по заказу РБК исследовании утверждается, что в последние месяцы были зафиксированы одни из самых низких показателей упоминаемости дела о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года.
Больше всего говорили о "болотном деле" в апреле - мае 2013 года (когда прошел массовый, по некоторым оценкам до 50 тыс. человек, митинг в поддержку "узников Болотной") и в феврале 2014 года (когда суд вынес наказание восьмерым подсудимым по первому "болотному делу"), сообщает РБК daily.
Шествие и митинг на Болотной площади в мае 2012 года были согласованы с властями, однако переросли в беспорядки и столкновение с полицией. Было задержано около 400 демонстрантов. Никто из участников акции, получивших травмы в давке или в результате действий полиции, не был признан пострадавшим.
В 2012 году первый фигурант "болотного дела" был приговорен к 4,5 года колонии за участие в массовых беспорядках и применение насилия к представителям власти. Впоследствии еще один обвиняемый, Михаил Косенко, был направлен на принудительное психиатрическое лечение, а восьми другим обвиняемым назначены наказания от трех лет и трех месяцев условно до четырех лет колонии. Несколько человек были амнистированы. В 2014 году была инициирована "третья волна" обвинений.