Бывший посол России в Ливии Владимир Чамов, отправленный в отставку накануне голосования в Совбезе ООН по ливийской резолюции, косвенно признал действия российских властей в связи с конфликтом предательством национальных интересов. Напомним, что, по слухам, его уволили из-за резкого письма в адрес президента Дмитрия Медведева, в котором он якобы назвал главу государства предателем из-за поддержки санкций Совбеза ООН.
После возвращения в Москву Чамов опроверг, что писал подобное письмо. Однако в интервью "Московскому комсомольцу" он фактически повторил приписываемые ему обвинения. "Я написал телеграмму, в которой подчеркнул, что представляю в Ливии интересы России. Наши страны в последнее время были нацелены на тесное сотрудничество, и не в интересах России терять такого партнера. Российские компании заключили на несколько лет вперед очень выгодные контракты на десятки миллиардов евро, которые могли потерять и уже потеряли. Что в определенном смысле можно считать предательством интересов России".
Чамов очевидно отдает предпочтение позиции премьер-министра Владимира Путина, назвавшего резолюцию Совбеза, разрешающей военное вмешательство в ход ливийского конфликта, призывом к крестовому походу.
- Разногласия в тандеме поставили в тупик общественность и депутатов
- Эксперт: споры премьера и президента - дипломатическая хитрость
- Оппозиция разглядела за вторжением в Ливию коварный план по "переформатированию исламского мира"
Он, как и Путин, настаивает на том, что в результате военной операции "Одиссея. Рассвет", которую проводят войска международной коалиции, погибли мирные жители. При этом Чамов ссылается на данные, предоставленные ему ливийским руководством.
"Я сообщал то, что мне говорило ливийское руководство, которое меня постоянно вызывало. К сожалению, ситуация развивается по худшему сценарию. Налеты усиливаются. В первый день погибли 48 человек. Все идет по нарастающей. Люди гибнут. Резиденция Каддафи находится в центре города и окружена жилыми домами. Так что жертвы неизбежны", - заявил он.
Стоит отметить, что представители сил коалиции не подтверждают сведения о жертвах среди мирных жителей в результате бомбардировок Ливии. Глава Пентагона Роберт Гейтс во время пресс-конференции с главой Минобороны РФ Анатолием Сердюковым особо подчеркнул, что подавляющее большинство, если не почти все потери среди гражданских лиц, - дело рук армии ливийского лидера Муаммара Каддафи. Как отметил Гейтс, некоторые принимают за чистую монету откровенную ложь Каддафи о потерях среди населения после ракетно-бомбовых ударов по территории Ливии сил союзников.
В то же время Чамов откровенно принимает сторону Каддафи. О жертвах среди мирного населения в результате разгона демонстраций и атак на позиции повстанцев после начала гражданской войны, о которых сообщалось в прессе, он не упоминает и утверждает, что это недостоверные факты, которые должна была проверить международная комиссия.
"Международная комиссия должна была провести независимое расследование. Каддафи пустил комиссию. Но в тот день, когда она должна была прилететь, начались бомбежки. Просто не дали работать. Если Каддафи уничтожил тысячи мирных демонстрантов, дайте комиссии это подтвердить!" - заявил Чамов в интервью.
По его словам, режим Каддафи может продержаться еще около 3-4 месяцев, пока хватит запасов продовольствия. Все поставки воздухом и морем сейчас, как отметил Чамов, заблокированы силами коалиции.
Напомним, позиция России по ливийскому вопросу вызвала масштабные дискуссии и даже дала повод для разговоров о разладе в правящем тандеме президента и премьера. Владимир Путин во время посещения Воткинского завода обвинил Запад во вмешательстве во внутренние дела Ливии как суверенного государства, назвал резолюцию Совбеза ООН, которая допустила это, "неполноценной и ущербной" и сравнил ее с призывом к крестовому походу, повторив тем самым слова Каддафи. В этой связи он даже отметил, что Россия должна и дальше работать над обороноспособностью, не исключив таким образом подобного сценария и в РФ.
Буквально спустя несколько часов после этого заявления президент Дмитрий Медведев дал заочный ответ премьеру в интервью журналистам в Горках. Он заявил, что неприемлемо использование таких резких заявлений, как "крестовый поход", потому что это приводит к столкновению цивилизаций. Кроме того, президент отстоял резолюцию Совбеза ООН, сказав, что, в целом, она отражает видение ливийского конфликта Россией. Он особо подчеркнул, что от ветирования представитель России отказался по указанию президента, которые были даны МИДу.
Впоследствии пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков несколько раз пояснял, что слова Путина - это выражение его личного мнения, тогда как внешнюю политику страны определяет президент. Однако премьер довольно настойчиво распространяет свое личное мнение и, судя по всему, отступать от него не собирается.
Впрочем, стоит отметить, что накануне, выступая на пресс-конференции в Белграде, Путин несколько смягчил риторику, хотя от основных тезисов не отказался. "Что мы видим сегодня? Наносятся удары по всей территории страны. Как можно выбирать средства, которые приводят к увеличению количества жертв? Это не может не вызывать озабоченности", - заявил глава российского правительства. Создается впечатление, что он намеренно игнорирует заявления Пентагона и других представителей коалиционных войск о том, что жертв среди мирных жителей нет.
Однако резолюция Совбеза ООН, которую еще несколько дней назад он называл "ущербной", по его обновленной оценке, стала иметь "благородную цель", а проблемы возникли с ее реализацией.
Досталось от Путина и европейским странам, которые участвуют сейчас в коалиции. Если в первом заявлении по Ливии премьер подчеркивал, что обеспокоенность вызывает стремление США вмешиваться во внутренние дела других стран, то теперь, судя по всему, Путин намекал на двойные стандарты французского руководства.
"Что касается Ливии, она находилась в свое время в строгой изоляции после известных событий. Россия придерживалась этих санкций. Но потом западные лидеры пошли навстречу Ливии и даже принимали господина Каддафи в своих странах", - заявил Путин накануне. Это был, безусловно, намек в адрес самого активного сегодня борца с ливийским режимом президента Франции Николя Саркози, пишет газета "Коммерсант".
Разногласия в тандеме поставили в тупик общественность и даже депутатов
В итоге разногласия в тандеме поставили в тупик и аналитиков, и журналистов федеральных телеканалов, и даже депутатов, которые должны были поддержать одну из диаметрально противоположных точек зрения и признать правоту только одного из членов тандема.
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский назвал заявления Путина ошибкой, так как он послал неверный сигнал в СМИ, чем дал повод объединиться против Медведева тем, кто искал для этого зацепки. "Этот сигнал действительно необычен. Мы увидим, услышим, как хор противников Медведева, включая противников в аппарате власти, а также во власти исполнительной и законодательной, боявшихся до сих пор выступить открыто, может теперь воскликнуть: "Пусть Путин будет нашим лидером и политическим вождем!". А это опасно", - считает Павловский.
Не меньшей головоломкой стало освещение позиций президента и премьера для федеральных каналов. В целом, они постарались избежать столкновения точек зрения внутри тандема и никак не связали заявления Путина и Медведева между собой либо вырезали категоричные высказывания премьера, отдав предпочтение президенту.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов в беседе с "Независимой газетой" подчеркнул, что политическое действо развернулось уникальное: "Впервые Путин попал в ситуацию, в которой неоднократно бывали те же Зюганов (лидер КПРФ Геннадий Зюганов) и Жириновский (лидер ЛДПР Владимир Жириновский), когда телевидение его проигнорировало".
В итоге накануне нелегкой задачей на фоне этих событий стало принятие Госдумой официального заявления по Ливии. Сложнее всего пришлось единороссам, которым нужно было поддержать позицию президента, но так, чтобы не обидеть лидера своей партии Владимира Путина, считает газета "Коммерсант". Обзор статей российской прессы о принятии заявления Госдумой составил портал "Заголовки.ru".
"Газета.ru", ссылаясь на первого зампреда комитета по международным делам, члена КПРФ Леонида Калашникова, писала, что из-за расхождений в тандеме уже составленное заявление Госдумы по Ливии якобы пришлось срочно переделывать, чтобы текст не содержал косвенной поддержки ни президента, ни премьера.
По словам Калашникова, формулировки документа в итоге должны были быть предельно дипломатичными, хотя изначально текст содержал осуждение гибели мирных жителей от воздушных ударов союзников и призывал коалицию не выходить за рамки положений резолюции Совбеза ООН - то есть был ближе к позиции Путина.
В итоге в заявлении Госдумы утверждается, что бомбардировки коалиционных сил ведут к новым жертвам среди мирного населения, а применение военной силы в целом непропорционально. Российские депутаты призывают коалицию способствовать прекращению огня.
В то же время требование о прекращении огня и насилия над мирным населением обращено также и к Каддафи в итоговом документе. В документе подчеркивается, что российские парламентарии считают адекватным решение страны воздержаться при голосовании в СБ ООН за принятие резолюции по Ливии. "Это решение было адекватным ситуации выбором", - говорится в заявлении.
При этом депутаты выражают в документе сожаление, что внесенный Российской Федерацией 16 марта свой проект резолюции СБ ООН, в котором подчеркивалась необходимость мирного урегулирования ситуации в Ливии с участием спецпосланника генсека ООН, представителей Совета ООН по правам человека и Африканского Союза, не получил достаточной поддержки.
Таким образом, заявление, принятое Госдумой, буквально балансирует между точками зрения президента и премьера. Принято оно было голосами "Единой России" и "Справедливой России". ЛДПР голосовала против документа, а КПРФ отказалась от участия в голосовании, так как поправки к нему приняты не были. В частности, выдвигалось предложение исключить из текста заявления слова о том, что "решение Российской Федерации воздержаться при голосовании в Совбезе ООН за принятие резолюции 1973 по Ливии было "адекватным ситуации выбором".
Эксперт: споры премьера и президента - дипломатическая хитрость
Разнонаправленные заявления российских политиков - попытка сохранить пространство для маневра в случае изменения ситуации, уверен эксперт Центра политконъюнктуры Максим Минаев, пишет газета "Ведомости".
В этом же ключе при обсуждении проекта итогового заявления Госдумы по Ливии высказался глава думского комитета по международным делам единоросс Константин Косачев, который и являлся автором проекта.
Депутат назвал единственно верным решение России воздержаться при голосовании по этой резолюции, "поскольку наложение вето означало было поддержку Россией действий Каддафи и противопоставление себя цивилизованному миру". И напротив, если бы Россия поддержала резолюцию, это означало бы разделение ответственности за действия коалиции и противопоставление себя арабскому миру, пояснил глава комитета.
Выражая свою личную точку зрения по этому вопросу, Косачев выразил уверенность, что позиция России по этой резолюции "еще войдет в учебники по дипломатии", поскольку "была примером дипломатического искусства".
Впрочем, с этим утверждением не согласились представители думской оппозиции. В частности, депутат от КПРФ Анатолий Локоть заявил, что из принятого документа непонятно, в чем именно состоит позиция России. По его словам, сейчас ее можно охарактеризовать, скорее, как "искусство усидеть на двух стульях". "Это не дипломатия, а искусство фокусников-жонглеров", - сказал он.
Оппозиция разглядела за вторжением в Ливию коварный план по "переформатированию исламского мира"
Член КПРФ Леонид Калашников связывает отказ России наложить вето на резолюцию с визитом вице-президента США Джозефа Байдена, который мог повлиять на принятие этого решения со стороны РФ. В целом, как подчеркнул депутат, "кто-то поставил себе цель ослабить и переформатировать исламский мир", но тогда "надо понимать, что Россия пострадает в числе первых", пишет "Коммерсант".
Похожие опасения высказал вице-спикер Госдумы от ЛДПР Владимир Жириновский. По его словам, "на очереди Сирия, Саудовская Аравия и главная цель - Иран", а дальше "нужно будет ворваться в Среднюю Азию и Северный Кавказ, чтобы дымился весь юг России". "Конечный итог - в 2030-х годах раздолбать Китай", - предупредил лидер ЛДПР.
Справоросса Семена Багдасарова удивляет, что коалиционные войска начали военную операцию в защиту ливийской оппозиции, которой "там нет". Под видом оппозиционных организаций, заявил он, в Ливии действуют "террористические организации, абсолютно соответствующие нашим террористическим организациям, действующим на Северном Кавказе".
Одна из таких организаций - Национальный фронт спасения Ливии - основана в 1981 году под эгидой ЦРУ, сообщил справоросс и добавил: "Мы сейчас видим, как плодятся некоммерческие организации на Северном Кавказе, за которыми стоят США и их сторонники".