Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия пока не будет развиваться по примеру Сингапура, быстрое развитие и процветание которого вновь стало горячей темой для обсуждений после смерти экс-премьера страны Ли Куан Ю. По мнению Шувалова, российские граждане не готовы к таким ограничениям, которые вводило руководство Сингапура.
"Мы в высокой степени демократическое общество", - заявил Шувалов, выступая в Общественной палате России. Он усомнился в том, что жители страны будут следовать "жесточайшим правилам поведения", которые удалось привить азиатам. "Я думаю, ответ будет очень простой во время следующих же парламентских или президентских выборов", - сказал Шувалов, слова которого приводит ТАСС.
По мнению Шувалова, у Сингапура есть чему поучиться, однако в обществе есть много скрытых проблем. "Их опыт выдающийся, они добились высокого результата. Это даже не высокий, а выдающийся результат. Возможно ли в Российской Федерации добиться не менее выдающегося результата? Ответ - да, но не совсем таким образом", - заключил первый вице-премьер.
Между тем журналист газеты Politico, сравнивший РФ и Сингапур, также указал, что слепое восхищение сингапурским реформатором и попытки следовать его примеру не только не полезны, но и вредны. По его мнению, пример Ли Куан Ю дает неправильные представления о том, что можно достигнуть процветания при авторитаризме, однако неудачные примеры говорят об обратном: пока что установить благоденствие удалось лишь сингапурскому экс-премьеру, а в остальных государствах попытки установить авторитаризм имели обратный результат - разгул коррупции, милитаризм, полицейский произвол.
Журналист издания сравнил Сингарпур с Россией, указав, что "российский министр по делам Крыма указывает на Ли Куан Ю как на своего наставника", а "Дмитрий Медведев во время своего марионеточного президентства называл сингапурскую модель примером для России". Но, по словам журналиста, "в России, Грузии и на Украине властные лидеры, которых вдохновлял Ли Куан Ю, привели свои страны лишь к войне, хаосу и экономическим тупикам, все это время якобы следуя его примеру". Он осудил западных демократов, которые возносят хвалы почившему сингапурскому политику. Эти высказывания говорят о том, что "предполагаемые демократические элиты не верят в саму идею демократии", приводит его мнение InoPressa.
В российских соцсетях также начали сравнивать Ли Куан Ю с российским лидером, однако не все высказывания были положительны. "Диктатура это лотерея - попадется хороший диктатор, будет Сингапур; плохой - Северная Корея", - цитирует BBC одного из блоггеров. Эту же мысль продолжает оппозиционер Илья Яшин: "Путин - это Ли Куан Ю наоборот. Друзья первого распихали страну по карманам, друзья второго - сидели за коррупцию", - написал Яшин в своем Twitter.
Ранее на Западе уже сравнивали Путина (тогда еще молодого) и Ли Куан Ю за склонность к авторитаризму. Между тем российский политолог Дмитрий Орешкин подчеркнул в своем блоге, что, хотя законы в Сингапуре были жесткие, власти не выходили за их рамки в правоприменительной практике, и именно благодаря этому стало возможно сингапурское "экономическое чудо".
Сингапурский реформатор был первым главой правительства Сингапура после обретения государством независимости. Он возглавлял правительство более 30 лет - с 1951 года по 1990-й. Именно при нем Сингапур превратился из страны "третьего мира" в один из глобальных финансовых центров. Однако реформы он проводил в авторитарном стиле.
При нем были введены телесные наказания, притом не только за изнасилования или торговлю наркотиками, но и за порчу общественной собственности и за нелегальный въезд в страну. Граждане, которые мусорили в городе, приговаривались к общественным работам, во время которых необходимо было носить изобличающую табличку "Я намусорил".
Крупные штрафы введены в стране за курение в общественных местах, плевки на улицах, переход дороги в неположенном месте и т. п. Дресс-код и проявление чувств на публике по-прежнему являются строго регламентированными. Также сингапурское законодательство позволяет сажать за выступления на публике без лицензии и другие проявления свободомыслия. За годы правления Ли большинство его критиков разорялись или отправлялись в тюрьму, указывает Meduza.
При этом Ли Куан Ю удалось повысить добропорядочность граждан, привлечь в страну инвестиции и стимулировать развитие бизнеса низкими налогами. Были введены системы индивидуальных накоплений для пенсий, расходов на здравоохранение и образование детей, а также субсидии на покупку жилья, понизился уровень безработицы.
Ли Куан Ю выработал для Сингапура модель "государства-няньки" - с высоким уровнем социальной ответственности и усиленным контролем над жизнью граждан. Бюрократическая система Сингапура основана на постоянном общении с населением и изучением эффективности работы чиновников, пишет Foreign Policy. С 1960 по 1980 годы валовый национальный продукт на душу населения в Сингапуре увеличился в 15 раз. После ухода Ли Куан Ю в 1990 году Сингапур оказался в тройке мировых лидеров по ВВП на душу населения.