Президент США Барак Обама 22 мая получил из рук секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева ответ Владимира Путина на свое секретное послание, переданное в середине апреля. Письмо российского лидера тоже засекречено, хотя в посольстве страны в США лаконично сообщили "Российской газете", что оно "посвящено нынешнему состоянию и перспективам двусторонних отношений в различных областях".
Ранее помощник президента Юрий Ушаков обещал, что ответное послание "будет выдержано в конструктивном духе". В нем, в частности, отражена позиция Москвы по проблематике противоракетной обороны, а также заявлено о необходимости сотрудничества спецслужб двух стран. В документе "есть четкий абзац о необходимости и важности с учетом политической ситуации плотного сотрудничества спецслужб", уточнил Ушаков.
По словам источника "Коммерсанта", близкого к администрации США, проблема ПРО стала ключевой темой послания Путина. Причем идею Обамы предоставить Москве своего рода личные гарантии ненаправленности противоракет в Европе на российские силы сдерживания в Кремле нашли неудовлетворительной.
При подготовке ответа Кремлю понадобились дополнительные консультации с Минобороны РФ, знает газета. В частности, были запрошены результаты военно-технической экспертизы, позволяющей понять реальную угрозу системы американской ПРО в Европе в ее новой конфигурации, без наиболее пугавшего Россию заключительного этапа развертывания.
Как рассказал изданию источник в Генштабе, накануне отъезда Патрушева в Вашингтон в администрацию Путина было направлено заключение военных, где говорилось, что гарантии нынешней администрации Белого дома не могут в полной мере обеспечить российскую безопасность. Идею президента США оценили как "позитивный шаг, но явно недостаточный".
По словам источника в Генштабе, Путину было предложено "твердо настаивать на получении от США юридически обязывающих гарантий о ненаправленности их ПРО против потенциала РФ". Довольно суровые заявления, прозвучавшие в четверг в Москве на международной конференции по евробезопасности со стороны главы кремлевской администрации Сергея Иванова и начальника Генштаба Валерия Герасимова, видимо, стали тому подтверждением.
Не ответ
Впрочем, замглавы МИДа РФ Сергей Рябков пояснил "Интерфаксу", что послание Путина Обаме не является "ответом в прямом смысле слова". "Диалог идет постоянный, и у нас есть вопросы, которые президент России подробно, понятно и четко изложил в этом письме Обаме. Они представляют собой нашу постановку целей, ориентиров, а совершенно не реакцию на какие-то американские предложения", - сказал он.
Замминистра добавил, что "послание всеобъемлющее, охватывает и международные, и международные вопросы". "Не секрет, что в нем находится компонент, касающийся военно-политических дел и контроля над вооружениями, включая противоракетную оборону", - отметил Рябков без дальнейших пояснений.