Кризис в российских спецслужбах может объясняться тем, что власти пытаются перекроить их структуру. Одновременно уходят в прошлое традиции, на которых держались спецслужбы, - например, система наставничества. Чувствуя себя неуверенно, агенты и аналитики обращаются в западную разведку в поисках работы и лучших условий для жизни, пишет британская газета The Times.
По мнению газеты, сотрудники российских спецслужб только и дожидаются удобного случая, чтобы стать перебежчиками. Одну из причин таких настроений среди агентов надо искать в попытках премьер-министра Владимира Путина объединить Федеральную службу безопасности (ФСБ) и Службу внешней разведки (СВР), считает издание. В итоге это привело к соперничеству двух ведомств и тайной войне друг против друга. Как пишет издание, так же негативно сказывается расширение полномочий ведомств. Так, в 2003 году Путин дал ФСБ право проводить собственные операции за рубежом. Это распоряжение тогдашнего президента взбесило СВР.
По данным The Times, некоторые разведчики злорадствовали, когда агенты ФСБ топорно провели тайную операцию по отравлению в Великобритании в 2006 году радиоактивным веществом полоний-210 своего бывшего коллеги, подполковника Александра Литвиненко, пишет InoPressa. Спецоперация вызвала громкий международный скандал, дело Литвиненко стало причиной серьезного ухудшения отношений Москвы и Лондона и приостановки двустороннего сотрудничества в разных сферах.
Не блестяще идут дела и у СВР. Летом было объявлено о разоблачении в США сети шпионов, работавших на Россию. Тогда же стало известно, что агентов сдал предатель. В ноябре скандал получил новое развитие, российские СМИ провели собственное расследование и назвали имена предателей. Сначала в провале шпионской сети обвинили полковника СВР Щербакова, затем перебежчиком и предателем назвали полковника той же спецслужбы Александра Потеева.
The Times упоминает и об экстрадиции из Таиланда в США "торговца смертью" Виктора Бута, которого газета называет "сотрудником СВР". Ранее западные СМИ писали, что российские власти потому так противились передаче Бута Вашингтону, что ему якобы известен компромат на высокопоставленных чиновников, который он может "слить" США.
Российские СМИ в качестве одной из версий кризиса в СВР называли незащищенность перед криминалом агентов спецслужбы в России. В ведомственных домах охрану отменили в 2001 году. В итоге, работая за границей, разведчики чувствуют себя в большей безопасности, чем на родине, писало агентство "Росбалт", приводя статистику нападений на сотрудников СВР за последние годы.
О кризисе российских спецслужб автор публикации в The Times Роджер Бойз беседовал и с бывшими сотрудниками КГБ - отставным офицером КГБ Виктором Калашниковым и Алексеем Потемкиным, эмигрировавшими на Запад. Потемкин, по словам Бойза, признался, что перестал смотреть на ФСБ с энтузиазмом в 2007 году, когда его наставник скончался при загадочных обстоятельствах. Как пояснил Потемкин, КГБ держался на системе наставничества, при которой высокопоставленные сотрудники опекали молодых. При таком положении вещей, когда традиции уходят в прошлое, наставники теряют влияние или погибают, агенты чувствуют себя неуютно и пытаются применить свой опыт в другой стране.
Напомним, что та же The Times в статье в понедельник обвиняла российские спецслужбы в том, что они мстят Виктору Калашникову, который сейчас проживает в Германии, травя его и его жену малыми дозами ртути. По данным газеты, в последних анализах в крови Калашниковых содержание ртути более чем в 10 раз превышает опасную дозу. Кроме того, еще в прошлом году в крови Калашниковых были обнаружены следы полония-210, таллия и кадмия, но в гораздо меньших дозах. Как считают эксперты, возможно, злоумышленники для своих преступных целей смешали несколько веществ, среди которых доминирует ртуть.
Калашниковы еще с прошлого года жаловались на странные симптомы: жжение кожи, приступы беспокойства, мигрени с временной слепотой, внезапные боли в позвоночнике. Как уверен Виктор Калашников, который вынужден был эмигрировать после того, как в ноябре прошлого года на конференции в Польше выступил с критикой руководства России, ему мстят за его высказывания.