Хорошевский суд Москвы отправил на принудительное лечение няню из Узбекистана Гюльчехру Бобокулову, освободив ее от уголовной ответственности за убийство четырехлетней девочки-инвалида в Москве. По решению суда Бобокулова направлена в психиатрический стационар с интенсивным наблюдением, передает ТАСС.
Проведенная в ходе расследования уголовного дела психолого-психиатрическая экспертиза признала Бобокулову, которая до последнего содержалась в психбольнице при СИЗО "Бутырка", страдающей хроническим психическим расстройством. В постановлении суда сказано, что Бобокулова "совершила инкриминируемые ей преступления в состоянии невменяемости", передает "Интерфакс".
Суд признал Бобокулову виновной в убийстве малолетнего, уничтожении имущества путем поджога и заведомо ложном сообщении о взрыве. Суд установил, что Бобокулова "осознавая, что потерпевшая находится в заведомо беспомощном состоянии", страдая детским церебральным параличом, сперва задушила девочку, после чего отрезала ей голову, а затем подожгла квартиру, которую снимали родители девочки. В постановлении отмечается, что подсудимая полностью признала свою вину во всех преступлениях, заявив, что выполняла указания "голоса Аллаха", который "говорил с ней на таджикском языке".
На оглашении приговора Бобокулова выглядела, как человек под действием каких-то препаратов: ее движения при проходе в зал были заторможены, на лице во время оглашения вердикта не проявлялось никаких эмоций, а глаза периодически закрывались, как будто она борется со сном, она неоднократно присаживалась на скамейку в ходе оглашения постановления, которое традиционно слушается стоя, описывает "Интерфакс" ее поведение.
Решение вопроса о том, в какое лечебное спецучреждение будет направлена Бобокулова, суд возложил на Федеральную службу исполнения наказаний.
Миллионные иски потерпевших суд переадресовал
При этом суд оставил без рассмотрения иски потерпевших - родителей убитой девочки и хозяйки пострадавшей квартиры - к Бобокуловой на общую сумму около 6,5 миллиона рублей.
В постановлении судьи Виктории Котеневой, оглашенном по итогам рассмотрения дела Бобокуловой, отмечается, что в соответствии с законодательством, гражданские иски не могут быть удовлетворены в рамках уголовного производства, так как подсудимая была освобождена от уголовной ответственности. Поэтому суд предложил потерпевшим обратиться за возмещением вреда в порядке гражданского производства.
24 октября в ходе заседания в Хорошевском районном суде Москвы Бобокулова признала свою вину. Она рассказала, что жила со своей подопечной в одной комнате. Ребенок был болен ДЦП. По словам няни, в тот день она дождалась, пока подопечная уснет, после чего задушила ее и кухонным ножом отрезала голову, а затем подожгла квартиру с помощью лампадного масла.
29 февраля 2016 года в Москве после тушения пожара в одной из квартир на улице Народного Ополчения было обнаружено обезглавленное тело четырехлетней девочки. Позднее у станции метро "Октябрьское поле" была задержана няня ребенка, 38-летняя Бобокулова, которая ходила по улице с головой девочки в руках, выкрикивая "Аллах акбар". Тем же вечером женщина дала признательные показания, в том числе в ходе следственного эксперимента на месте убийства, сообщали в Следственном комитете.
Гражданке Узбекистана были предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 105 ("Убийство малолетнего"), ч. 2 ст. 167 ("Умышленное уничтожение и повреждение имущества") и ч. 1 ст. 207 ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма"), причем о последней статье стало известно только в суде. По версии следствия, Бобокулова, дождавшись, пока родители со старшим ребенком покинут квартиру, совершила убийство малолетней девочки, подожгла квартиру и покинула место происшествия.
На следствии Бобокулова рассказывала, что убить девочку ей "приказал Аллах" и что это было местью за российские бомбардировки в Сирии. При этом выяснилось, что Бобокулова состояла на учете в психиатрическом диспансере в Самарканде. По данным правоохранительных органов Узбекистана, Бобокулова страдает шизофренией, и на родине неоднократно проходила лечение.
Позднее ее перевели в психиатрическую больницу при СИЗО "Бутырка", где она рассказала навестившим ее правозащитнику и журналисту "МК", что отрезать голову ребенку ей подсказало видео из интернета, на котором была запечатлена казнь через обезглавливание. Предположительно, это мог быть один из многочисленных роликов боевиков запрещенной в России террористической организации "Исламское государство" (ИГ, ДАИШ).
Врачи еще в мае отмечали, что Бобокулова отвечает за свои поступки не в полной мере, а преступление она совершила в невменяемом состоянии. Тогда же сообщалось, что Бобокулова не подлежит уголовному преследованию, и следствию предстоит указать в обвинительном заключении необходимость применения к ней принудительных мер медицинского характера.
В СК до этого сообщали, что у Бобокуловой могли быть подстрекатели. Журналисты писали, что это мог быть ее бывший сожитель, который "обрабатывал ее идеями исламского экстремизма".