Только "пропаганда, рядящаяся в ослепительные одежды", позволяет Кремлю все еще держаться на плаву, считает иностранный корреспондент немецкого журнала Focus и публицист Борис Райтшустер
ullsteinbuchverlage.de
Только "пропаганда, рядящаяся в ослепительные одежды", позволяет Кремлю все еще держаться на плаву, считает иностранный корреспондент немецкого журнала Focus и публицист Борис Райтшустер Так называемая стабильность и популярность Путина имеют дутый и характер, и потому Кремль нервничает, полагает публицист на страницах Der Standard
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Только "пропаганда, рядящаяся в ослепительные одежды", позволяет Кремлю все еще держаться на плаву, считает иностранный корреспондент немецкого журнала Focus и публицист Борис Райтшустер
ullsteinbuchverlage.de
 
 
 
Так называемая стабильность и популярность Путина имеют дутый и характер, и потому Кремль нервничает, полагает публицист на страницах Der Standard
Вести
 
 
 
При этом он не питает радужных иллюзий, приводя в пример недавние силовые действия ОМОНа при разгоне "Маршей несогласных". По мнению публициста, это только начало противостояния власти и общества
RTV International

Только "пропаганда, рядящаяся в ослепительные одежды", позволяет Кремлю все еще держаться на плаву, считает иностранный корреспондент немецкого журнала Focus и публицист Борис Райтшустер. Так называемая стабильность и популярность Путина имеют дутый характер, и потому Кремль нервничает, полагает публицист на страницах Der Standard. При этом он не питает радужных иллюзий, приводя в пример недавние силовые действия ОМОНа при разгоне "Маршей несогласных". По мнению публициста, это только начало противостояния власти и общества (полный текст на сайте InoPressa).

Главную опасность Райтшустер видит, прежде всего, в "осадном" менталитете Кремля. "Кто отважится критиковать Путина или, тем более, вступить на выборах в состязание с его людьми, тот является врагом России. Происходит возврат к традициям мрачных советских времен", - констатирует журналист.

Отметим, что с угрозами нынешнего режима в адрес своих оппонентов Райтшустер знаком не понаслышке. После выхода в свет своей последней книги он тоже получал предупреждения от "официальных органов" в форме советов "позаботиться" о собственной безопасности.

Тем не менее, в сравнении с тем, что приходится испытывать его российским коллегам, журналист не хочет называть эти неуклюжие попытки запугивания репрессиями. "Скорее это булавочные уколы. Бюрократические требования постоянно возрастают, дело доходит до абсурда. Только список документов, необходимых для того, чтобы с соответствующим ведомством заключить договор об аренде, занимает страницу формата A4 почти целиком", - сетует иностранный журналист.

По словам Райтшустера, в серьезной перемене его личных отношений с властью решающую роль сыграла книга, которую он написал. В ней автор описал имущественные отношения в президентском окружении. "Здесь это абсолютное табу. Даже из высоких официальных учреждений исходят нападки и поступают предупреждения - мне стоит позаботиться о своей безопасности, - говорит Райтшустер. - Это чудовищно. Еще хуже, что к этому привыкаешь".

Журналист сетует, что российский президент Владимир Путин "практически не дает интервью иностранцам, вместо этого устраиваются заботливо инсценированные медиа-шоу, где тщательно отобранные журналисты под видом вопросов пытаются к нему подольститься или просят доброго царя наказать злых чиновников".

"Одно только обращение милиции с нами, журналистами, показывает, насколько представление о прессе как о четвертой власти, о независимых журналистах, чуждо сегодняшним правителям: будь это не так, с нами обращались бы иначе, с нами искали бы диалога", - уверен немецкий журналист.

"Если власть имущие сегодня убеждены, что мы работаем по заказу каких-то сил, которые проводят антироссийскую кампанию, то, на их взгляд, искать диалога нет никакого смысла. Вместо этого они жалуются нашим политикам и главным редакторам. Это абсурд - и полное непонимание реальности", - заключает Райтшустер.

При этом складывающийся "культ личности" Владимира Путина Райтшустер считает менее опасным, чем идеологию "осажденной крепости". "Ему еще далеко до масштабов культа Сталина", - говорит журналист.

Однако он выразил опасения по поводу назначения школьного друга Путина Владимира Чурова на должность председателя Центризбиркома. Именно Чуров недавно обмолвился, что для него "закон №1" заключается в том, что Путин всегда прав.

"Здесь мы, скорее всего, имеем дело со слепым повиновением, которое выходит за и без того печально широкие рамки. Злые языки в Кремле утверждают, что по указке Путина он объявил бы победительницей выборов даже его лабрадора Кони. Многие полагают, что назначение такого ревностного исполнителя свидетельствует о том, что к выборам у Путина в запасе несколько рискованных ходов конем", - считает Райтшустер.

В отношении предстоящих выборов журналист уже не питает иллюзий, хотя и помнит поговорку "Надежда умирает последней". "Если сегодня критиков Кремля представляют экстремистами или даже фашистами, если опасности, которые могут быть вызваны выборами, сравниваются с войной, то ответственные лица играют в очень опасную игру с огнем. Уже в эти выходные во время демонстраций пролилась кровь; мне очень хотелось бы ошибиться, но боюсь, что крови прольется еще больше", - пророчит немецкий журналист.

Отдавая отчет в слабости нынешней оппозиции в России, Райтшустер, тем не менее, видит в ней залог возможной победы в будущем. "Если власть и дальше будет стрелять по воробьям из пушек, как было на последних демонстрациях, поддержка оппозиции и ее мобилизационные силы будут расти. На начальном этапе заката коммунизма происходило практически то же самое - механизмы и, прежде всего, ошибки властей поразительно схожи", - проводит исторические параллели журналист.

В заключение Райтшустер ставит неутешительный диагноз современному российскому режиму. "Так называемая стабильность и популярность Путина - это иллюзия. Если бы его критики могли свободно выступать по телевидению, если бы перед многомиллионной публикой они могли поставить вопрос, например, о коммерческой деятельности людей из ближайшего окружения Путина, если бы темами для обсуждения стали коррупция в высших эшелонах власти, социальная несправедливость, произвол чиновников - я считаю, настроения могли бы перемениться очень быстро, - утверждает журналист.

"Именно этого Кремль и боится. Он ведет себя как политический великан - но, скорее, он похож на надутый шар - один булавочный укол, и он лопнет. Как в "Новом платье короля" - без пропаганды, рядящейся в ослепительные одежды, Кремль окажется голым", - заключает Борис Райтшустер.