Цитаты из интервью Владимира Путин телеканалам ОРТ, РТР и "Независимой Газете" (24.12.2000, Москва). Приводится по сообщениям агентств ИТАР-ТАСС и "Интерфакс".
Часть вторая
О свободе слова:
Я не ожидаю ухудшения ситуации со свободой слова в России, и никакого закручивания гаек не будет. Мне думается, единственное, на что должны обращать внимание журналисты, единственное, от чего они должны зависеть - это экономическая составляющая. Они не должны зависеть ни ни от кого. Они должны развиваться на собственной экономической базе.
Мне представляется, что наступление на свободу слова - это контрпродуктивно для самой власти. Потому что общество этого уже не вынесет. Общество хочет иметь свободную прессу
О культе личности.
Я слышал, что кое-где уже стали отливать мои бюсты и писать книжки "про Володю Путину". Никогда об этом не думал, но понимаю, что когда кто-то делает что-то подобное, он видимо, руководствуется самыми лучшими соображениями, относится ко мне по-доброму и хорошо. Хочу за это поблагодарить. Но просил бы этого не делать. Ни книжек ни писать, ни бюстов отливать.
Не могу активно этому противостоять, но очень прошу этого не делать, считаю, что это наносит мне только ущерб.
О Борисе Ельцине:
Я считаю Ельцина мужественным человеком, который мог и брал на себя ответственность. Это - принципиальное, важнейшее качество для руководителя такого ранга. В то же время, по-моему, даже сам Ельцин когда смотрит сейчас на последние годы, наверное думает, что что-то сделал бы по-другому, более эффективно.
Борис Николаевич никогда раньше не навязывал мне и уж конечно не навязывает сейчас своих вариантов решений тех или иных проблем. Однако, кое-что я все-таки утащил у Ельцина: в частности, брал на вооружение и использовал его опыт первого президента России, в особенности в области международных связей.
Об отношениях между Россией и США:
Я не ожидаю ухудшения российско-американских отношений с приходом к власти в США республиканской администрации Джорджа Буша. Москве, всегда удавалось находить с республиканцами нужный тон и ключ общения, и даже в советские времена.
Я также позитивно отношусь к заявлениям будущего президента США Буша о возможности начала строительства американо-российских отношений с чистого листа, поскольку в современном мире Россия и Соединенные Штаты уже не являются противниками.
О профессиональной армии:
Создание профессиональной армии √ это достойная цель, но переход к такой системе вряд ли произойдет быстро. В то же время реформа армии будет продолжаться, и вызвана она была тем, что Вооруженные Силы не отвечают задачам сегодняшнего дня. Когда достаточно неожиданно началась кампания в Дагестане, выяснилось, что на передовой воюют мальчишки. Численность армии превышала миллион человек, а воевать оказалось некому.
Сейчас в армейских структурах стала очевидной расхлябанность, часть средств армии уходит в те сферы, которые не востребованы сегодня и завтра.
О внешней политике:
Нам надо избавиться от имперских амбиций во внешней политике и четко обозначить национальные интересы.В советские времена мы так напугали мир, что это привело к созданию военных блоков. Пошло ли это на пользу - конечно нет. Но 10 лет назад мы почему-то решили, что нас так любят, как будто семеро - с сошкой, а мы одни - с ложкой. Теперь выяснилось, что и это не так.
Нам надо деидеологизировать отношения с прежними партнерами Москвы, такими, как, например, Куба или КНДР. Это же касается и стран Персидского залива, в частности Ирака и Ирана, где сейчас наблюдаются сейчас серьезные реформы. Конечно, в отношении этих стран есть определенное своеобразие, которое заключается в необходимости учета озабоченности международного сообщества проблемой безопасности. Мы, как страна, являющаяся членом Совета Безопасности ООН, членом "Большой восьмерки", должны учитывать это, но, повторяю, не забывать и про свои национальные интересы.
О полномочных представителях и о Госсовете:
Представителям президента в федеральных округах следует действовать в рамках своих полномочий и они не должны вмешиваться в сферу компетенции местных руководителей. Мы постепенно уходим от децентрализованного государства, но мы ни в коем случае не должны вернуться к суперцентрализации по советскому образцу. Мы обязательно должны поддерживать полномочия и авторитет региональных лидеров для решения крупных вопросов на территориях.
Что же касается Госсовета, то на сегодняшний день это совещательный орган, для меня это важно, потому что я таким образом имею возможность регулярных встреч, контактов, общения с руководителями региональных структур власти. Кроме того, это такой орган, через который можно обкатывать важные решения для страны. По-моему, президент страны должен общаться напрямую с руководителями местной власти.