Известные правозащитники потребовали от российских властей остановить принятие закона, который разрешает сотрудникам ФСБ открывать огонь в людных местах. На днях, 22 декабря, нижняя палата парламента приняла за 10 минут в третьем чтении законопроект, который даже не планировалось рассматривать в тот день. Правозащитники, в том числе и члены президентского Совета по правам человека, считают, что этот закон "нарушает фундаментальные права граждан на жизнь и здоровье".
В предложенной редакции документа указано, что сотрудники ФСБ не несут ответственности за вред, причиненный их действиями. Это значит, что "пострадавшие будут лишены возможности обжаловать причиненный в данном случае вред в судебном порядке", говорится в направленном президенту РФ Владимиру Путину и спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко письме, которое поступило в редакцию NEWSru.com.
Кроме того, в законе говорится, что сотрудники ФСБ должны применять оружие, руководствуясь приказом начальства, но не уточняется, что делать, если это будет заведомо незаконный приказ. Кроме того, размытые формулировки о применении спецсредств для "пресечения преступления или административного правонарушения" дают большой простор для злоупотреблений, поскольку из них следует, что применить силу дозволяется в случае абсолютно любого инцидента, включая клевету или "словесное сопротивление" ФСБ. Фактически формулировки повторяют "закон садистов", который разрешает ФСИН бить заключенных, подчеркивается в письме.
Правозащитники отметили, что законопроект не прошел экспертизу правозащитных органов, и призвали Совфед не принимать его, пока этого не будет сделано. "Мы призываем президента РФ в случае утверждения Советом Федерации РФ поправок к Федеральному закону "О федеральной службе безопасности" в нынешнем виде не подписывать данный закон, - говорится в письме.
Среди подписавших его - член СПЧ Людмила Алексеева и Илья Шаблинский, председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, директор движения "За права человека" Лев Пономарев и другие - всего 10 человек. Ранее у уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой закон не вызвал "явного неприятия".
Законопроект о расширении полномочий сотрудников ФСБ
Госдума РФ 22 декабря сразу во втором и третьем чтении без обсуждения приняла поправки, расширяющие полномочия сотрудников Федеральной службы безопасности. Позже стало известно, что на принятие законопроекта у парламентариев ушло 10 минут. За проект закона выступили 343 депутата, двое проголосовали против, а один воздержался. Фракция КПРФ не стала участвовать в голосовании, а против высказались лишь двое депутатов-справедливороссов.
Законопроект еще летом внесла группа сенаторов во главе с председателем комитета Совфеда по обороне Виктором Озеровым. Проект был принят в первом чтении 15 декабря. Поправки подготовил комитет по безопасности.
Новыми поправками оговаривается, что сотрудники ФСБ могут проникать в любые помещения для обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках, а также применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей в целях предотвращения терактов, освобождения заложников.
Согласно поправкам, сотрудники ФСБ никого не обязаны предупреждать о том, что будут стрелять, если "промедление" с выстрелом создаст "угрозу жизни и здоровью" граждан, а также самого работника ФСБ.
Кроме того, сотрудникам ФСБ будет придано право "применять спецсредства для пресечения массовых беспорядков". Пока что эту функцию выполняет только полиция.
В "состоянии самообороны" работникам спецслужбы теперь разрешат использовать "любые подручные средства", если в их распоряжении не окажется "необходимых спецсредств или огнестрельного оружия". Случаи и способы "применения оружия" предлагается зафиксировать в отдельной статье закона о ФСБ.
Отдельные статьи также заложены для "применения спецсредств" и "применения физической силы". Применение "любых подручных средств" не регламентируется ни статьей, ни строчкой. Поправкой в закон о государственной границе России допускается применение оружия против женщин и несовершеннолетних в случае совершения ими теракта.