Процесс ротации верхней палаты российского парламента в последнее время вступил в исключительно активную фазу.
В начале марта Совет Федерации покинул сенатор от Воронежской области Николай Ольшанский, сославшись на пошатнувшееся здоровье, затем сложил с себя полномочия сенатор от Пензенской области Борис Шпигель, объяснив, что не может совмещать эту должность с руководством правозащитной организации "Мир без нацизма".
В начале марта сообщалось, что верхнюю палату могут покинуть сенатор от Дагестана Сулейман Керимов, сенатор от Краснодарского края Андрей Клишас и представитель Бурятии Виталий Малкин, о втором гражданстве которого сообщил оппозиционер Алексей Навальный. СМИ отмечали, что эти члены СФ "фактически приняли соответствующее решение", предпочтя бизнес политике. В списке вероятных кандидатов на "выход" называли и сенатора от Ленинградской области Андрея Молчанова, владельца холдинга "Ленстройреконструкция".
Однако, наиболее интересным моментом этой ротации в Совете Федерации является ее усугубляющийся гендерный перекос, отмечает "Новый регион". И его значительно усилил уход одного из старейших членов Совфеда, единственной женщины в ранге зампредседателя Совета Федерации, Светланы Орловой, которая сегодня указом президента была назначена врио губернатора Владимирской области, а затем примет участие в губернаторских выборах.
В середине февраля удар по женскому представительству в Совфеде нанесла и сенатор от Кировской области Светлана Журова, перейдя из верхней в нижнюю палату парламента и воспользовавшись тем, что в связи с назначением Рамазана Абдулатипова главой Дагестана вакантный мандат перешел к Ленинградской области, в региональной группе которой она баллотировалась на выборах в Госдуму в 2011 году.
Как сообщает издание, в ближайшее время могут подать заявления о выходе из СФ еще две женщины, названные в числе претендентов "на выход" - на уход "ветерана" Совфеда представителя Москвы Зинаиды Драгункиной, возглавляющей Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, может повлиять принятие закона о зарубежной недвижимости, а сенатора от Пензенской области Любовь Глебову, бывшего руководителя Рособрнадзора и многолетнего контролера ЕГЭ, лишь в конце 2012 года ставшую членом СФ, может коснуться скандал с возможным плагиатом при защите докторской диссертации, на основании которой она получила звание доктора педагогических наук.
В этом случае представительство женщин в Совете Федерации может сократиться до смехотворных 5%. И даже факт наличия женщины на посту спикера не сможет компенсировать очевидный гендерный перекос. Спикеру Валентине Матвиенко придется управлять почти исключительно мужским коллективом.
Судя по исследованию Всемирного экономического форума (ВЭФ), который ежегодно рассчитывает так называемый индекс гендерного неравенства (Global Gender Gap Index) для стран мира, Россия в 2012 году занимает в нем лишь 59-е место, опустившись на 16 позиций по сравнению с данными 2011 года (43-е место). В 2009-м году РФ была на 51-й позиции, а в 2010-м - на 45-м месте.
Участие женщин в политическом процессе, их представительство в руководящих органах страны, как раз является одной из четырех критических областей гендерного неравенства. И такое участие женщин в политике оценивается по трем показателям: соотношение полов в парламенте, на министерских должностях и число женщин на посту руководителя государства за последние 50 лет. Если по последнему пункту России вообще нечего предъявить, то по наличию "слабого" пола в кабинете министров и в парламенте есть некоторые подвижки.
К примеру, в нижней палате парламента этот перекос пытаются исправить: из общих 450 мандатов Госдумы женщинам принадлежит 68, т.е. 15%. Но в верхней палате процент женщин вскоре будет в три раза меньше: из 166 мест в Совете Федерации у них останется 9, т.е. около 5%.
Этот показатель очень незначителен не только на фоне парламентов развитых демократических стран, но и показателей советского времени, когда число женщин-членов Верховного Совета СССР достигало 33%.
Отметим, что в России женщины занимают 49% всех рабочих мест в стране. И это один из лучших показателей в мире. В США он на 3% ниже. Однако число женщин в России на крупных руководящих должностях, а тем более в политике, крайне мало.