Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил изданию, что Telegram-каналы мониторятся для президента, хотя сам руководитель кремлевской пресс-службы считает, что в них "много шелухи"
Global Look Press
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил изданию, что Telegram-каналы мониторятся для президента, хотя сам руководитель кремлевской пресс-службы считает, что в них "много шелухи" Кремль, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД) и Минобороны, как выяснилось, пристально следят за происходящим в Telegram
 
 
 
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил изданию, что Telegram-каналы мониторятся для президента, хотя сам руководитель кремлевской пресс-службы считает, что в них "много шелухи"
Global Look Press
 
 
 
Кремль, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД) и Минобороны, как выяснилось, пристально следят за происходящим в Telegram
Global Look Press

Кремль, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД) и Минобороны, как выяснилось, пристально следят за происходящим в Telegram. Пресс-службы этих и других ведомств, а также государственных компаний включают общественно-политические каналы мессенджера в официальные мониторинги СМИ для своих руководителей, узнали "Ведомости".

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил изданию, что Telegram-каналы мониторятся для президента, хотя сам руководитель кремлевской пресс-службы считает, что в них "много шелухи". Как уточнил собеседник газеты во внутриполитическом блоке Кремля, в том числе ведется мониторинг на предмет вброса непроверенной или заведомо недостоверной информации. Первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко каналы не читает, сообщил источник издания, близкий к Кремлю.

В мониторинг для премьер-министра РФ Дмитрия Медведева Telegram-каналы не включены, рассказала пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова. Сам премьер, насколько ей известно, эти каналы не читает. По мнению Тимаковой, 80% их содержания - это "слухи и попытки манипулировать информацией, а остальные 20% - пересказ новостей, уже переданных СМИ".

Вместе с тем система мониторинга "Катюша" уже год ведет для президентской администрации и правительства мониторинг Telegram-каналов, сообщил "Ведомостям" представитель этой компании. По его словам, всего мониторится около 200 каналов.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин читает новости с помощью систем мониторинга, куда не входят Telegram-каналы, рассказал близкий к руководству нижней палаты человек. В пресс-службе Госдумы газете сообщили, что "читают все" и стараются следить за всем спектром новостей.

Генпрокуратура не включает Telegram-каналы в мониторинг, но это не значит, что она их не видит, отметил официальный представитель надзорного ведомства Александр Куренной. В МИД РФ рассказали, что осуществляют ежедневный мониторинг блогов и соцсетей и "все заслуживающие внимания сообщения докладываются руководству министерства". В Министерстве юстиции используется информационно-аналитическая система, мониторящая "Telegram-каналы, в том числе и анонимные, с упоминанием Минюста России и его деятельности".

В "Сбербанке" отслеживают публичные Telegram-каналы с целью "предоставления руководству максимально полной и объективной информационной картины". Пресс-служба ВТБ не включает содержание мессенджеров и соцсетей в ежедневный обзор прессы, мониторя эту информацию в режиме онлайн.

Большинство опрошенных "Ведомостями" федеральных чиновников признались, что следят за Telegram-каналами не по работе, а из любопытства. Один министр анонимно рассказал, что читает каналы "Караульный", "Политбюро", "АТС1", "Незыгарь", "Газ батюшка", "Вестник Дамаска", "16 негритят".

У администрации президента РФ есть свои "карманные" Telegram-каналы, считает федеральный чиновник, знакомый с информполитикой одного из госорганов. "Сейчас размещение публикаций в "Телеграме" эффективнее и прицельнее, чем в какой-нибудь средней газете, которую увидят 2700-3500 человек", - пояснил собеседник издания. В то же время источник "Ведомостей" в администрации заверил, что УВП ведением своих каналов не занимается.

Согласно данным "Медиалогии", лидируют в рейтинге политических Telegram-каналов анонимные "Сталингулаг" и "Незыгарь". По мнению экспертов, росту аудитории поспособствовал скандал между создателем Telegram Павлом Дуровым и Роскомнадзором: "Угроза блокировки подтянула новую аудиторию".

Напомним, что минувшим летом в России встал вопрос о потенциальной блокировке Telegram из-за отказа сервиса представить данные для включения в реестр организаторов распространения информации. Глава Роскомнадзора Александр Жаров 23 июня пригрозил Дурову блокировкой мессенджера в случае, если его разработчики не выполнят требование ведомства. Затем чиновник предупредил, что в вопросе блокировки Telegram счет идет на дни, и отметил, что ведомство все еще готово к диалогу с представителями мессенджера.

28 июня Дуров все же согласился предоставить Роскомнадзору данные для регистрации мессенджера в качестве организатора распространения информации. При этом он напомнил о словах Жарова, который заявил, что внесение Telegram в реестр ОРИ не означает предоставление доступа к перепискам пользователей, и подчеркнул, что Telegram не берет на себя каких-либо обязательств и не будет выполнять антиконституционный и нереализумый технически "закон Яровой", как и другие законы, не совместимые с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности Telegram.

Через несколько часов после этого мессенджер был внесен в реестр, а Жаров заявил, что Telegram начал работать в правовом поле Российской Федерации.

Впоследствии в Минкомсвязи пояснили, что у входящих в реестр ОРИ компаний ФСБ сможет запрашивать псевдонимы пользователей, их настоящие имена, даты рождения, адреса, паспортные данные, телефоны, адреса электронной почты и IP-адреса. Также предусмотрена передача спецслужбе текстовых сообщений, записей звонков, данных о платежах, местоположении и переданных пользователями файлах. Кроме того, ФСБ сможет собирать информацию о дате и времени авторизации, языках, которыми владеют пользователи, указанных ими родственниках, приложениях, используемых для подключения к сервису, и информацию об их учетных записях в других сервисах.