Советник президента РФ по экономике Андрей Илларионов не исключает, что некоторые положения послания президента могут повлиять на судебное решение по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
"Судя по тексту послания, при сохранении независимости суда от органов исполнительной власти может быть принято правильное и справедливое решение, освобождающее от "налогового терроризма" двух граждан, находящихся под следствием", - цитирует заявление Илларионова "Интерфакс".
Напомним, в своем послании президент употребил термин "налоговый терроризм", и призвал "не загонять бизнес в тупик. "Должна быть найдена такая форма погашения налоговой задолженности прошлых лет, которая обеспечивала бы соблюдение интересов государства, но при этом не препятствовала бы развитию экономики", - сказал Путин, выступая с посланием в Кремле в понедельник.
Илларионов разъяснил, что президент имел в виду именно ЮКОС. "Слова о налоговом терроризме относились именно к компании ЮКОС, вряд ли какая-либо другая компания могла проходить по классификации "налоговый терроризм", кроме ЮКОСа", - заметил Илларионов.
Отвечая на вопрос о том, надеется ли он на решение суда по освобождению руководителей ЮКОСа, советник президента сказал: "Посмотрим завтра". 27 апреля должен быть оглашен приговор по объединенному делу Ходорковского-Лебедева-Крайнова.
Илларионов, правда, не обратил внимания на то, что если Ходорковского отпустят, то это как раз будет свидетельством зависимости российского суда от политической воли властей, так как до сих пор весь ход процесса указывал на то, что милости от правосудия его фигурантам ждать не приходится.
Надо отметить, что пока никто не взялся предположить, что Ходорковского и Лебедева сразу отпустят. Однако многие не исключают, что ради развития российской экономики и инвестиций в нее, приговор может быть смягчен.
Как заявил в интервью газете "Время новостей" научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, в послании он увидел "попытку предложить определенные условия для бизнеса, восстановить атмосферу доверия между бизнесом и властью". По его мнению, эти шаги являются косвенным признанием того, что политика давления на бизнес оказалась ошибочной. Но "давайте вначале посмотрим, какой приговор будет вынесен Михаилу Ходорковскому", - отметил Ясин.
"Хорошо, что президент заговорил об амнистии капитала, - заявил в интервью "Независимой газете" президент Центра развития Сергей Алексашенко, но – "думаю, что после того, как через четыре дня страна выслушает приговор Ходорковскому и, например, узнает про конфискацию, желающих легализовать капитал в России будет намного меньше, чем полагает президент". Алексашенко отметил, что "вопрос легализации капитала так же, как и вопрос прихода капитала - российского и иностранного - в страну, - это вещь комплексная, и зависит она не только от налогов. Давайте подождем, что будет с Ходорковским и с Лебедевым, и поймем, нужно легализовывать капитал в России или еще рано".
"После такого послания приговор не должен быть чрезмерно строгим. Это знак, чтобы было принято сбалансированное решение, которое устроило бы и государственников, и либералов", - заявил "Коммерсанту" Александр Шохин, председатель координационного совета предпринимательских союзов.
"Если Путин вдруг стал либералом, то в ближайшее время и Ходорковский, и Лебедев выйдут из тюрьмы. Но при условии, что их будут судить по закону и по совести", - считает совладелец Group Menatep Леонид Невзлин.
Много и таких, кому заявления Путина оптимизма вовсе не добавили. "Если бы это было так, то Ходорковского должны были торжественно ввести в зал и президент с ним должен трижды расцеловаться. Но у нас время ремейков, и сейчас период "Брежневщина-2": тогда мы боролись за мир, права человека, приняли самую демократичную конституцию, а людей сажали в политлагеря и психушки", - считает независимый депутат Владимир Рыжков.
"Слова президента действительно весьма либеральны, но это слова. Последние 13 лет я провел в России, и меня здесь мало чем можно удивить. Решение об освобождении Ходорковского меня бы как раз удивило", - заявляет председатель Международного московского банка Илкка Салонен.
Михаил Прусак, губернатор Новгородской области, заявил, что не заметил в послании ничего революционного. А депутат-единоросс Александр Лебедев отметил, что "де-юре послание никакого отношения к процессу над Ходорковским иметь не может", иначе "это был бы возврат к советским временам".
Отметим, что сам Илларионов за свои чересчур радикальные заявления прослыл "советником, которого никто не слушает". "Работа Илларионова с президентом создавала ложное впечатление, что Путин в душе - рыночный реформатор... Но Путин все равно никогда не следовал его рекомендациям о том, что России необходима экономика, основанная на принципах свободного рынка и регулируемая законами. Путин прислушивается к мнению выходцев из КГБ", - писала авторитетная американская газета The Wall Street Journal.
Илларионов не раз высказывался по теме "дела ЮКОСа". Например, назвал продажу дочерней компании ЮКОСа "Юганскнефтегаз", которую Путин посчитал "прозрачной" и "рыночной", "аферой года", которую провели неквалифицированные и непрофессиональные люди, желающие экспроприировать частную собственность. Советник президента также предположил, что со временем "Юганск" вернут под контроль ЮКОСа. Илларионов заявлял, что экономический рост, подорванный "делом ЮКОСа", восстановить в скором времени не удастся, а попытки российских властей успокоить напуганных местных инвесторов выглядят "неадекватно".
Путин нашел вместо олигархов новых "козлов отпущения" - чиновников
На смену олигархам в качестве козлов отпущения за ошибки и в качестве громоотвода для народного гнева приходят чиновники. Российское население не скажет, что обвинения не по адресу. Однако одно остается по-старому: сам Путин, царь-батюшка, свободен от всякой вины и самокритики - такой вывод делает немецкая Berliner Zeitung из Послания президента России Федеральному собранию.
Президент призвал налоговиков больше не "терроризировать" бизнес. Сильные слова, которые, однако, не нужно воспринимать буквально. Ведь они ни в коем случае не означают, что находящиеся под следствием уже полтора года Ходорковский и его команда из ЮКОСа могут рассчитывать на снисхождение судей. Ведь Путин сказал "больше не". Все, что произошло до сих пор, сохраняет силу, отмечает издание.
По мнению Путина, дело ЮКОСа стало примером для остальных и его нужно было сделать показательным. Преследовались две цели. С одной стороны, бурная полемика по поводу новых богачей удовлетворила широкие слои населения. С другой стороны, жесткие действия властей дисциплинировали класс необузданной новой российской буржуазии.
Теперь обе цели достигнуты. Путин вернул под контроль государства процесс перехода от социалистического хозяйствования к капиталистической рыночной экономике. Этим процессом Путин больше заниматься не будет, как он недвусмысленно дал понять в своей речи. Раз он сейчас объявляет налоговую амнистию и просит олигархов вернуть в Россию свои хранящиеся за границей деньги, это не может означать ничего иного. Но отныне действуют правила, которые устанавливает президент, заключает Berliner Zeitung.