Министерство образования и науки РФ представило в среду федеральный перечень учебников на 2008-2009 учебный год, рекомендованных и допущенных к использованию в российских школах. В него вошло 1104 учебника, в их числе и скандальный учебник по новейшей истории России под редакцией Александра Филиппова. Книгу отправляют на апробацию в несколько регионов, а через год рекомендуют всем школам. Отказаться будет затруднительно.
Приказ министра образования Андрея Фурсенко об утверждении перечня опубликован 26 декабря в "Российской газете" и обнародован на сайте ведомства. Одновременно в министерстве прошла коллегия, на которой чиновники рассказали о принципах и механизме отбора учебников для школьников.
Из слов директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игоря Реморенко следовало, что механизм отбора безупречен. Во-первых, перечни учебников сформированы по результатам экспертизы, которая проводилась экспертными организациями, прежде всего Российской академией наук (РАН) и Российской академией образования (РАО).
Во-вторых, экспертизы учебников проводятся по нескольким направлениям. "Экспертизы на предмет соответствия современным научным представлениям, экспертизы на предмет соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, возрастным и психологическим особенностям обучающегося", - приводит "Интерфакс" слова Реморенко.
"Одним из существенных преимуществ такого порядка проведения экспертизы является то, что экспертное заключение выражает не позицию отдельных экспертов, а является экспертной оценкой ведущих научных организаций страны, выражает консолидированное научное мнение по тем или иным вопросам содержания учебника", - добавил он.
По его словам, в 2007 году экспертизу прошли 77% представленных на рассмотрение учебников. "Таким образом, на сегодняшний сложилась система строго отбора учебников для школ", - резюмировал Реморенко. В то же время он оговорился, что "учебники из федеральных перечней выбирает образовательное учреждение, и в этом смысле итоговая оценка учебника в руках школы и учителя".
Президент Российской академии образования (РАО) Николай Никоноров отметил, что в РАО в 2007 году поступили на экспертизу 680 учебников, среди которых 600 школьных, остальные для специальных коррекционных школ. По его словам, не прошли экспертизу 89 учебников.
Заместитель председателя экспертного совета РАН по учебной литературе Андрей Сахаров, в свою очередь, сообщил, что в этом году академия рассмотрела 711 учебников, из которых 423 новых и 288 пришли на повторную экспертизу. В результате РАН утвердила 573 учебника.
В федеральных перечнях Минобрнауки учебники разделены на четыре категории: рекомендованные и допущенные Минобрнауки к использованию в образовательном процессе для общеобразовательных учреждений и для специальных - коррекционных - образовательных учреждений. Получивший неоднозначную оценку в научных кругах учебник "Истории России 1945-2007" для 11 класса авторов Александра Филиппова, Александра Данилова и Анатолия Рыбкина помещен в раздел допущенных для преподавания в общеобразовательных учреждениях.
Экспертный совет РАН по учебной литературе рекомендовал учебник Филиппова "как в основном соответствующий научным представлениям", рассказал Сахаров. По его словам, "все существенные замечания в учебнике учтены и исправлены авторским коллективом", передает РИА "Новости".
Новый учебник издан вышедший в издательстве "Просвещение" в октябре, тиражом в тысячу экземпляров. Он отправится не менее чем в пять регионов, где в течение года пройдет апробация пособия. Затем книга будет переведена к категорию рекомендованных. Генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков сообщил, что преподавать историю по новому учебнику будут в школах Самарской области, Приморского края, Якутии, Татарстана и в некоторых других регионах.
Согласно концепции, учебник поможет выпускникам школ стать настоящими "патриотами, носителями ценностей гражданского общества, осознающими свою сопричастность судьбам России". Учебник написан на основе скандально известной "Книги для учителя" по новейшей российской истории под редакцией того же Александра Филиппова. Заказ на пособие исходил из администрации Кремля. Книга вызвала широкий общественный резонанс сразу после публикации, поскольку, в силу обстоятельств своего появления, была воспринята как "директивное" издание, отражающее точку зрения властей на историю.
Особенно поразила рецензентов первая глава "Споры о роли Сталина в истории", представляющая собой сознательное и последовательное оправдание сталинизма, а также глава о "суверенной демократии", текст которой уместен скорее в проправительственной агитационной литературе, нежели в учебном пособии. (Подробная рецензия представлена, например, в "Отечественных записках").
Из администрации были даны и указания по формированию оценок исторических деятелей: "Условно такие: Сталин - хороший (утвердил вертикаль власти, но не было частной собственности); Хрущев - плохой (ослабил вертикаль); Брежнев - хороший по тем же критериям, что и Сталин; Горбачев, Ельцин - плохие (развалили страну, однако при Ельцине возникла частная собственность); Путин - лучший управленец (укрепил вертикаль власти и частную собственность)", - рассказал ранее "Коммерсанту" источник, знакомый с ситуацией. Авторы вняли указаниям: одной из причин сталинских репрессий, в частности, они называют "стремление обеспечить максимальную эффективность управленческого аппарата", а итоги чисток представлены как "формирование нового управленческого класса, адекватного задачам модернизации в условиях дефицита ресурсов"
Автор же главы о "суверенной демократии" Павел Данилин, сотрудник фонда "Эффективной политики" Глеба Павловского, пояснил, что "наша цель была сделать первый учебник, где российская история выглядела бы не унылой чередой несчастий и ошибок, а предметом гордости за свою страну". На возражения, что это не история, а пропаганда, по сути уничтожающая историю, он прямо заявил: "Вы сколько угодно можете поливать меня грязью, а также исходить желчью, но учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут, и так, как нужно России. Те же благоглупости, которые есть в ваших куцых головешках с козлиными бороденками, из вас".
В школьном учебнике, написанном на основе методического пособия, хвалебные оценки сталинских репрессий исчезли, а "суверенная демократия" превратилась в "новый курс России". Однако большинство политически ангажированных оценок сохранилось. Авторы по-прежнему клеймят олигархов и Грузию, а также превозносят отмену губернаторских выборов и арест Михаила Ходорковского. Так, отмена прямых выборов губернаторов обосновывается "неготовностью исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях", которую якобы продемонстрировал захват школы в Беслане (Новый курс России - выдержки).
Появление этого учебника вызвало жаркие споры. Критики утверждают, что учебник по сути насаждает апологетический подход к периоду правления Владимира Путина, исключая его непредвзятое понимание и подменяя понятие исторической науки административным мифотворчеством. Ряд экспертов также полагают, что последние годы жизни страны вообще не должны преподаваться в школах, поскольку история начинается в тот момент, когда завершается правление того или иного президента, царя или парламента.
С точки же зрения ученого секретаря отделения историко-филологических наук РАН Андрея Петрова, учебник "в итоге получился вполне нормальным": "То, что основные моменты по последнему двадцатилетию заданы администрацией президента или кем-то еще, это неплохо. Потому что должен быть и такой тоже взгляд в государственной школе, где обучение происходит за государственный счет". Петров отметил, что сейчас "нужны новые подходы к нашему историческому образованию", и этот учебник является "первой ласточкой".
С 1 сентября 2007 года, напомним, вступили в силу принятые летом Госдумой в спешном порядке поправки к закону "Об образовании". Одна из них наделяет полномочиями федеральную исполнительную власть определять список издательств, которые будут выпускать как учебники, так и учебные пособия. Министерство образования и науки получило право утверждать список учебных пособий, рекомендованных к использованию в школах. Соответственно, учителя должны будут пользоваться только такими пособиями.