Подавляющее большинство представителей власти, рассуждающие о том, что бы еще поправить в казармах России, не отдали свой "долг Родине", пишут в воскресенье "Новые известия". Как отмечает издание, наибольший интерес, естественно, вызывает судьба министра обороны, вице-премьера Сергея Иванова.
Иванов срочную службу не проходил, учился на филолога в кузнице управленческих кадров – Ленинградском Государственном Университете. На военной кафедре Иванов овладел специальностью "спецпропагандист". Заработанные тогда знания он использует до сих пор, радуя журналистов яркими эпитетами и сравнениями. Получив диплом, Сергей Иванов пошел служить в КГБ, закончив сначала курсы КГБ СССР в Минске, а затем 101-ю школу Первого Главного управления КГБ (сейчас она называется Академией службы внешней разведки РФ).
Определенные военные навыки он приобрел, однако, по словам специалистов, условия службы в системе госбезопасности всегда выгодно отличались от армейских.
- Как обстоят дела в других странах
- Иванов: армия или жизнь
"Курсанты школ КГБ всегда были "белой костью", а их подготовка - особенно эффективна. Муштра и другие "непрофильные" виды деятельности сводились к минимуму, будущие офицеры КГБ занимались преимущественно тем, что им должно было пригодиться в ходе дальнейшей работы. Никакой дедовщины или уставщины там не было. В общем, на армию совсем не похоже", - рассказал сотрудник российских спецслужб, не понаслышке знакомый с подобными учебными центрами.
Как ни странно, но верхушка российского Министерства обороны о призыве также имеет довольно приблизительное представление. Из обширного орденоносного круга заместителей министра и командующих родов войск лишь генерал армии Николай Панков по себе знает, что такое действительная военная служба. Он проходил ее в пограничном отряде.
Все остальные военачальники начали познавать армию со специальных высших учебных заведений. А ведь именно там будущие офицеры сталкиваются с сословным расслоением Вооруженных сил, наблюдая, как служат их рядовые сверстники из всевозможных подразделений обслуги. В зависимости от собственной порядочности и служебного рвения в солдате они видят боевую единицу, бесплатную рабочую силу или источник постоянного беспокойства, но практически никогда – человека.
В традиционной для номенклатурного работника карьере премьер-министра России Михаила Фрадкова, который после окончания Московского станкоинструментального института неожиданно нашел себя во внешнеэкономической деятельности, лишних двух лет для армии не нашлось.
Бывший глава кабинета, ныне видный оппозиционер Михаил Касьянов, кстати, в Вооруженных силах честно отслужил. Касьянова призвали в знаменитый Кремлевский полк.
Вместе с тем большинство нынешних членов правительства успешно избежали суровых армейских будней. Команда "Подъем!" не будила ни министра внутренних дел Рашида Нургалиева (после окончания Петрозаводского госуниверситета он два года проработал учителем физики, а затем подался в КГБ), ни главу МЧС Сергея Шойгу, ни любимца пенсионеров, экономиста-кибернетика по образованию Михаила Зурабова.
Проще, назвать тех министров, кто служил срочную. Для этого хватит пальцев одной руки. Экстремальный интеллектуал Герман Греф, по слухам, закалял характер в спецназе внутренних войск. Правда это или вымысел неизвестно: командование ВВ никогда не подтверждало этого факта. Министр регионального развития Владимир Яковлев прошел серьезную школу мужества – он был армейским разведчиком в Закавказье.
Служили также министр юстиции Юрий Чайка, глава Минсельхоза Алексей Гордеев и культурный министр Александр Соколов. Интересно, правда, дорос бы последний до министров, если бы он, талантливый скрипач (или "балалаечник", по меткому определению его оборонного коллеги Сергея Иванова), не терзал скрипку в столичном ансамбле песни и пляски, а сидел бы на полусогнутых в Челябинском танковом училище, задаются вопросом "Новые известия".
Показательна история министра финансов Алексея Кудрина, который до поступления в университет (Ленинградский государственный) успел поработать в Академии тыла и транспорта Министерства обороны СССР в Ленинграде автомехаником и инструктором практического обучения лаборатории двигателей. В советские времена эта почетная должность давала отсрочку от армии.
Среди президентских полпредов немало людей с военной выправкой: здесь и милиционер Петр Латышев, и сотрудник КГБ Георгий Полтавченко, и экс-глава Генштаба Анатолий Квашнин. Тем не менее прелести срочной службы смогли познать лишь Дмитрий Козак, и по сей день охотно вспоминающий два года, проведенных в воздушно-десантных войсках, и Александр Коновалов.
Нынешний состав российского парламента, скорее всего, дружно согласится с подготовленной армейским руководством реформой Вооруженных сил: "медвежья" Дума традиционно одобряет любые инициативы "силовиков". Никто не сомневается, что депутаты отменят большинство существующих отсрочек от армии. Но мало кто знает, что в 2004 году подавляющим большинством голосов парламентарии предоставили отсрочки самим себе. Сейчас не подлежат призыву все депутаты региональных заксобраний, депутаты представительных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований, а также зарегистрированные кандидаты на эти должности.
Председатель Госдумы Борис Грызлов, как и многие его коллеги, армейской службой манкировал. Спикер, сидевший в школе за одной партой с директором ФСБ Николаем Патрушевым (тоже, кстати, по призыву не служившим), счастливые молодые годы провел в электротехническом институте связи имени профессора М.А. Бонч-Бруевича. Отсутствие армейского опыта не помешало Грызлову стать членом военной семьи (его жена Ада – дочь адмирала).
Вице-спикер Думы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский свой долг Родине все же отдал. Правда, служил он после окончания Института восточных языков (сейчас ИСАА при МГУ) офицером в Закавказском военном округе. Другой вице-спикер, "единоросс" Олег Морозов "школу жизни" счастливо прогулял – уже будучи студентом Казанского университета, он начал партийную карьеру.
В Совете Федерации другая картина. Там бывший рядовой воздушно-десантных войск Сергей Миронов командует не служившими заместителями Александром Торшиным и Михаилом Николаевым. Еще один зам, Дмитрий Мезенцев, воинскую повинность отбыл офицером в армейской печати.
Список этот можно продолжать бесконечно долго. Результат один: подавляющее большинство высших государственных чиновников России успешно избежали срочной службы в Вооруженных силах. Достаточно посмотреть хотя бы на Совет безопасности страны, лишь двое из двенадцати членов которого примеряли кирзовые сапоги. Схожая картина в недавно созданной Общественной палате. Среди "наиболее достойных граждан" России процент отслуживших низок до безобразия.
Впрочем, ситуация, при которой люди, в армии не бывавшие, решают, кому туда идти, а кому – нет, устраивает далеко не всех. Беда в том, что изменить статус-кво практически невозможно. В прошлом году военный комиссар Москвы Василий Красногорский предложил было не допускать на руководящие государственные должности тех, кто не служил в армии. Похожая система работает в Израиле или в Армении. Однако военное руководство это заявление "замылило", а сам генерал-майор Красногорский о своей революционной идее больше не вспоминал. Действительно, в случае его реализации в России может наступить настоящий паралич власти.
В бытность свою депутатом Госдумы Борис Немцов намеревался добиться, чтобы хотя бы министр обороны назначался из числа отслуживших. "Однако этот законопроект был забракован в комитете по безопасности Госдумы, – заявил Немцов. – Причина проста: пришлось бы снимать с должности Сергея Иванова – президентскую креатуру. Я убежден, что человек должен знать дело, которым руководит. Никто не требует, чтобы министр культуры вышел "из солдат", он занимается совсем другими вещами. Но когда Сергей Иванов, который сам не прошел армейскую школу, пытается командовать, выходит это у него абсолютно бездарно".
Сатирик Виктор Шендерович – один из тех, кто никогда не скрывал своего критического отношения к отечественной армии. Он имеет полное право говорить об этом, ведь, в отличие от большинства чиновников класса "А", Шендеровичу пришлось после института служить рядовым в мотострелковой дивизии в Чите.
"За полтора года я считанные разы держал в руках автомат или залезал в БМП, – вспоминает писатель. – А вот о том, каково это, надраивать зубной щеткой писсуар, лежать в госпитале с обморожением, терпеть постоянные издевательства, голодать, – об этом я помню прекрасно. Если бы министром обороны был человек, который все это прошел сам, он, вероятно, хотя бы на минуту задумался, стоит ли забивать молодыми ребятами эту многомиллионную бочку. Есть прекрасный выход – профессиональная армия, которая отвечала бы веяниям времени. Но на нее никогда не согласится военное руководство, для которого регулярная армия – сборище быдла, необходимое для содержания многотысячного генералитета и успешного пиления бюджетных денег. Я что-то не заметил, чтобы Сергей Иванов гнал в армию своих сыновей. Чужих же – пожалуйста".
Еще два солдата Челябинского танкового училища приговорены к году дисбата за дедовщину
Челябинский военный гарнизонный суд завершил сегодня судебное рассмотрение по всем пяти уголовным делам, переданным ранее на разбирательство, по фактам дедовщины в военной части Челябинского танкового училища.
Как сообщил председатель суда Юрий Шацкий, в воскресенье, кроме приговора Сергею Васильеву, вынесен приговор рядовому батальона обеспечения учебного процесса училища Журину. Ему было предъявлено обвинение в неуставных отношениях по ст. 335 ч 1 УК РФ. Он, в частности, обвинялся в нанесении нескольких ударов сослуживцу, с которым они вместе занимались уборкой помещения. Журин приговорен к году содержания в дисциплинарном батальоне условно.
По данным следствия, Васильев, будучи старослужащим, неоднократно физически и морально издевался над двумя рядовыми, призванными в армию позже него. В частности, в декабре прошлого года Васильев поднял ночью с кровати рядового и заставил его принести кофе. За то, что тот не выполнил приказание, Васильев принудил его сесть на корточки возле кровати и нанес ему около 50 ударов кулаком в лоб, сообщает "Интерфакс".
Кроме того, трижды подвергался издевательствам с его стороны другой рядовой. Также в декабре Васильев нанес ему несколько ударов в лицо, а затем затушил тлеющую сигарету о ладонь. В январе, продолжая издеваться над сослуживцем, Васильев избил его за отказ принести кофе, а также за то, что тот не следил за его обмундированием.
Васильев был призван в армию в мае 2004 года из Омска. До призыва закончил техникум. Имеет исключительно положительные характеристики от соседей, участкового, руководства техникума и военной части. С 12 лет воспитывается мамой, так как отец погиб в автокатастрофе.
На суде Васильев полностью признал свою вину, раскаялся и попросил прощения перед судом у потерпевших. По его ходатайству приговор был вынесен в особом порядке - без судебного разбирательства. Потерпевшие заявили судье, чтобы Васильева не лишали свободы.
20 февраля Челябинский военный гарнизонный суд приговорил сержанта военной части Челябинского танкового училища к четырем годам условно, 21 февраля к одному году службы в дисциплинарном батальоне был приговорен рядовой военной части училища Алексея Шашко , и к одному году дисциплинарного батальона условно - рядовой Константин Сидоренко.
Дело о неуставных отношениях, потерпевшим по которому является рядовой подразделения обеспечения учебного процесса Челябинского танкового училища Андрей Сычев, лишившийся в результате издевательств сослуживцев ног, пока в суд не поступало.