В интернете проходит голосование на звание главного врага Сибири. По данным на вторник лидирует премьер-министр России Владимир Путин. За ним следует бизнесмен Олег Дерипаска. Акция инициирована сибирской общественностью, возмущенной поправками в экологическое законодательство, подписанными 13 января Владимиром Путиным. Речь идет о постановлении правительства, разрешающем загрязнять Байкал.
Как отмечает издание Babr.ru, Путин вышел в лидеры за первые сутки голосования. Сейчас у Путина уже 33,8%. Занимающий вторую строчку Дерипаска набрал 16% голосов. Третье место в списке врагов Сибири заняли масоны - за них проголосовали 13,4% респондентов.
Оба лидера голосования имеют непосредственное отношение к загрязнению Байкала. Путин подписал злополучное постановление, разрешающее производство целлюлозы, бумаги и картона в экологической зоне Байкальской природной территории. Таким образом, фактически, на Байкале вновь можно будет вести промышленную деятельность с использованием бессточных систем водопользования на производственные нужды, то есть речь идет о сбрасывании в озеро отходов. В первую очередь речь идет о Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК), контрольный пакет акций которого принадлежит структурам бизнесмена Дерипаски (49% при этом принадлежит государству в лице Росимущества).
Любопытно, что почившая в бозе КПСС, при которой, собственно, и были построены БЦБК и другие предприятия, занимает последнее место в голосовании. Всего за сутки проголосовало 2400 человек.
Появившееся 13 января постановление правительства РФ, по сути разрешившее варку беленой целлюлозы на Байкале, внесло смятение в ряды общественности Иркутской области, пишет Babr.ru. Экологи, ученые, общественные организации и даже ряд политиков возмущены этим решением. Властные органы пока предпочитают отмалчиваться, заявляя в кулуарах о том, что пока возобновить производство на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК) не представляется возможным.
"Экономический анализ, сделанный некоторое время назад по заказу ученых, свидетельствует о том, что возобновление производства на Байкальском ЦБК нецелесообразно, – заявил директор Лимнологического института СО РАН академик Михаил Грачев, с удивлением комментируя появление постановления правительства РФ. – Сырье находится далеко, рабочая сила – дорогая. Кроме того, БЦБК несет большое экологическое обременение".
Постановление №1 правительства РФ, подписанное Путиным 13 января, не сразу было замечено российской общественностью. Оно исключало из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них "без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды", а кроме того, снимало запреты на хранение и сжигание отходов всех классов опасности в районе Байкала.
Первыми забили тревогу дотошные экологи, усмотревшие в последних изменениях угрозу строительства мусороперерабатывающих заводов и спецполигонов. Внимание же широкой общественности оказалось приковано к разрешению варить целлюлозу в районе Байкала. Тем более что мажоритарный собственник Байкальского ЦБК – компания "Континенталь Менеджмент" – давно пыталось вернуть предприятие к разомкнутой схеме водооборота.
На редкость оперативно на появление документа отреагировали ученые. Председатель научного совета Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал академик Михаил Кузьмин заявил, что постановление правительства РФ не отвечает интересам страны и Байкала. Поистине сенсационным стало заявление директора Лимнологического института СО РАН академика Михаила Грачева, который до последнего времени не разделял радикальной позиции экологов, постоянно подчеркивая, что Байкальский ЦБК вреда озеру не приносит, так как слишком мал для такого колоссального объема воды. На этот раз реакция директора Лимнологического института СО РАН на появление постановления правительства оказалась более чем знаковой.
"Озеро Байкал включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО на условиях, что БЦБК будет перепрофилирован, – заявил Грачев. – А этот шаг может привести к конфронтации с мировым сообществом". Ученый обратил внимание на непрозрачный механизм принятия решения – до сих пор все инстанции заверяли, что комбинат будет запущен временно, на условиях замкнутого водопользования и лишь для того, чтобы цивилизованно ликвидироваться: "Ничего никому не сказав, правительство РФ снимает запрет на производство целлюлозы, бумаги и картона в разомкнутом цикле".
Президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин высказал убежденность, что решение экономически нецелесообразно не только для предприятия, но и для Байкальска. По его мнению, размыкание производства на БЦБК, которое, по логике, последует за постановлением, только ухудшит ситуацию в Байкальске, поскольку возврат к производству беленой целлюлозы на БЦБК не позволяет диверсифицировать экономику города и уйти от монопрофильности. "Лучшим вариантом был бы запуск комбината, но в замкнутом режиме водопользования, – добавил Алексей Козьмин. – В ином случае будет нанесен непоправимый удар по имиджу региона".
Мимо постановления правительства не смогли пройти мимо и ряд местных политических деятелей. Баллотирующийся на пост мэра Иркутска депутат регионального Законодательного собрания Антон Романов выступил с заявлением, что документ принят "в интересах одной финансово-промышленной группы, а не жителей Байкальска". Он также выступил с инициативой проверить постановление "на коррупционность".
Местные и федеральные власти пока предпочитают отмалчиваться, старясь не комментировать появившееся на свет постановление. Исключением пока стал только министр экономики, труда, науки и высшей школы Иркутской области Владимир Пашков, который заявил, что информации о сроках запуска и продолжительности работы БЦБК пока нет.
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат пущен в эксплуатацию 43 года назад. 51 процент акций комбината принадлежат холдингу "Базовый элемент", который управляет им через компанию "Континенталь менеджмент". Остальные 49 процентов являются собственностью Росимущества. До остановки предприятия 95 процентов его продукции экспортировалось в Китай.
Осенью 2008 года БЦБК по требованию Росприроднадзора перешел на систему замкнутого водооборота, борьба за которую между экологами и владельцами комбината продолжалась десятилетиями. Такая система означала конец сброса загрязняющих веществ в озеро. Также комбинату запретили использовать хлор для отбеливания целлюлозы.
Однако цены на небеленую целлюлозу резко упали, и, на фоне общего кризиса, предприятие стало убыточным. Байкальский комбинат приостановил свою работу в октябре 2008 года и сократил около 1500 человек.
БЦБК является градообразующим предприятием для 17-тысячного города Байкальск, поэтому некоторые работники комбината объявили голодовку, а спустя несколько дней сотрудники завода устроили пикет в Иркутске. После этого бизнесмен Олег Дерипаска принял решение о возобновлении работы БЦБК.
Год спустя началась так и не завершившееся процедура банкротства предприятия. А на прошлой неделе Байкальский ЦБК заработал снова, и с его конвейеров сошла первая после остановки партия небеленой целлюлозы.
Байкал стал объектом Международного наследия ЮНЕСКО в 1996 году. Одним из условий включения легендарного озера в перечень было прекращение сброса сточных вод.
Роман Важенков из "Гринпис" не исключает, что нарушение этого условия может привести к исключению озера из списка ЮНЕСКО. Такие прецеденты уже были, напоминает эксперт.