Гибель задержанного Сергея Назарова после предполагаемых пыток в казанской полиции могла дать российскому МВД шанс на подлинное обновление, если бы на то была политическая воля, полагают наблюдатели. Эксперты предлагают конкретные рецепты, как можно было бы искоренить "беспредел" и жестокое обращение с задержанными в отделениях.
Однако желания преобразовать всю российскую полицию, похоже, нет, констатируют СМИ. Как подтверждение этому можно рассматривать опубликованное в понедельник заявление пресс-секретаря Владимира Путина. "Я думаю, что абсурдно говорить о какой-то новой полицейской реформе", - сказал глава премьерской пресс-службы Дмитрий Песков в интервью журналу "Итоги".
"Грош цена тому государству, которое спешит начать одну реформу, не завершив предыдущую, - отметил он. - И грош цена тому государству, которое не проводит последовательную линию как во внутренней, так и во внешней политике. У нашего государства такая последовательность есть".
Тем временем скандал в Казани не только не утихает, но с каждым днем лишь разгорается. Всю прошлую неделю СМИ сообщали о все новых жертвах издевательств в местных отделениях полиции (насчитав по меньшей мере пять "пыточных" отделов). В столице Татарстана продолжают работать следственные комиссии из Москвы. В день принимают всего нескольких человек, хотя желающих в несколько раз больше, рассказывает "Московский комсомолец".
Пытки как вид бизнеса
"МК" отмечает, что причины происходящего сегодня в Татарстане могут оказаться гораздо глубже и сложнее, чем это пытаются представить. "Недалекие полицейские, выбивающие показания с назаровых по мелким кражам, с тем чтобы улучшить свою отчетность, ничто, по сравнению с тем, что находится на вершине полицейской вертикали", - пишет газета. "Если можно пытать мелкого воришку ради того, чтобы раскрыть плевое дело, то почему нельзя приказать пытать, чтобы получить миллионы?"- задается вопросом автор статьи в "МК".
Проведя собственное расследование, газета пришла к выводу, что некоторые полицейские проводили пытки по заказу высокопоставленного коррумпированного начальства. В частности, "МК" попробовал раскрыть мошенническую схему банкротства госпредприятия "Инфотраст", учредителем которого в 2006 году являлся Комитет по управлению имуществом города.
По рыночным меркам, "Инфортраст" стоил примерно полтора миллиарда рублей, ему принадлежали доли в лучших активах столицы Татарстана. Деятельность муниципального предприятия контролировала администрация города Казани. Руководство компании занималось и жилищным строительством. Дома строились по графику, однако в августе 2006 года было прекращено строительство жилищного комплекса "Казанские зори".
Затем прекратилось строительство домов в 33-м военном городке на окраине Казани. Земля под застройку пяти домов принадлежала Минобороны РФ. Квартиры в них должны были быть социальными - предназначались для семей отставных офицеров, переселенцев с Крайнего Севера, рядовых жителей Казани. Гарантом строительства выступил город через муниципальное унитарное предприятие "Инфотраст". Большая часть покупателей квартир заключили договоры не напрямую с фирмой, а с компанией под руководством бизнесмена Евгения Асабина, которая непосредственно занималась строительством.
После прекращения строительных проектов внезапно сменилось прежнее руководство компании "Инфотраст", а бывший директор Александр Канайкин оказался под следствием. Новое руководство объявило, что "Инфотраст" начинает процедуру банкротства, вводится внешнее управление и по долгам платиться ничего не будет. Те же, кто попытался доказать, что никакого банкротства на самом деле нет, оказались за решеткой.
Одним из пострадавших был директор агентства недвижимости Алексей Львов (фамилия изменена). В июле 2009 года его, задержав по подозрению в совершении экономического преступления, доставили для допроса в УВД по Казани. Львов утверждает, что, связав ему руки, полицейские его изощренно пытали: пристегивали наручниками, подвешивали за руки и били по телу и по половым органам, сажали на шпагат и давили сверху, засовывали скрепки под ногти. "Во время истязаний звонило их начальство и спрашивало, раскололся ли я. Они сказали, что меня будут пытать ежедневно и я все равно сломаюсь", - поведал Львов.
После выхода из отделения полиции, Алексей Львов подал заявление о пытках в полицию, однако в возбуждении уголовного дела ему было отказано.
Всех задержанных по делу "Инфотраста", утверждает "МК", допрашивали сотрудники ОБЭП УВД Казани И.И. Аминов и Е.А. Фалин. Сначала обманутым людям, вложившим деньги в жилье, объявили, что главным виновником является Евгений Асабин, а в СК пообещали, что деньги скоро вернут.
Асабина сначала арестовали, однако через год выпустили на свободу, не найдя состава преступления в его действиях. В интервью "МК" бизнесмен заявил, что часть денег обманутых дольщиков была израсходована на подготовку к строительству, но строить ему просто не позволили.
По мнению Асабина, "закрыли" его через МВД Татарстана совсем не случайно, так как если бы он находился на свободе, ему причиталась бы сумма в размере 24 миллионов рублей с муниципального предприятия "Инфотраст". Ведь, организуя строительство домов в 33-м военном городке, Асабин являлся одним из его кредиторов.
Как выяснило издание, за решеткой тогда оказались все, кто так или иначе мог предъявить свои финансовые претензии к "Инфотрасту", раскрыть схемы его работы, вернуть деньги дольщикам. В действительности "Инфотраст" изначально был слишком лакомым кусочком, рассказал на условиях анонимности "МК" источник, близкий к следствию. Когда же компания перестала быть нужной для иностранных инвестиций, ее активы решили поделить. Пока подняли шумиху с деньгами несчастных дольщиков, которые в масштабе "Инфотраста" были сущими "копейками", и отправили за решетку всех, кто вел строительство, из госпредприятия вывели и быстро продали все его активы, рассказал источник. "Без самого высокого покровительства сверху такие дела не делаются", - уверен собеседник "МК".
Все, кто проходил по делу "Инфотраста", в итоге оказались на свободе. "Начавшийся скандал о пытках в казанской полиции неприятно скребет им душу", - возвращается автор статьи к резонансному расследованию деятельности казанской полиции после убийства Сергея Назарова. "Вы и правда верите, что посадят не только причастных к издевательствам "шестерок?" - задает он вопрос читателям.
Когда в город с проверкой работы МВД Татарстана прибыл глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, обманутые покупатели 33-го военного городка хотели прорваться на прием, но их к нему не пустили, продолжает газета. По данным "МК", так как на время московской проверки ни один из руководителей МВД Татарстана не был отстранен от должности, те, у кого под пытками отняли имущество, бизнес, здоровье, боятся жаловаться. А их в столице Татарстана сотни, утверждает газета.
Однако какие-то подвижки в этом деле все же начались: после вмешательства "МК" комиссия Генпрокуратуры объявила о готовности выслушать обманутых дольщиков 33-го военного городка.
Бороться с беспредельщиками могут политруки
Тем не менее общественность полна решимости довести казанский скандал до логического завершения и заставить руководство МВД что-то сделать для изменения тревожной ситуации в органах. Для выявления беспредельщиков в полиции могут ввести новую должность по аналогии с армией - политруководителей. Такие офицеры будут ответственны за нравственное воспитание подчиненных, что, как подразумевается, поможет исключить пытки и другие правонарушения со стороны полицейских, пишет "РБК daily".
Как стало известно, эту идею и другие меры по борьбе с полицейским произволом предложат правозащитники в понедельник на экстренном совещании Общественной палаты с силовиками.
В то же время СМИ не видят в полицейских верхах особого желания наводить порядок. "Московская правда" отмечает, что пока начальники все больше оправдываются, чем ищут новые пути для преобразований. Как напоминает издание, год назад российскую милицию преобразовали в полицию, провели переаттестацию, сократили ненадежных, ввели новую форму, повысили зарплату. Однако если оценить итоги преобразований по гамбургскому счету, то проведенная реформа, пожалуй, не оправдала ожиданий общества, считает газета.
При этом было бы несправедливо утверждать, что пользы от проведенной реформы наших правоохранительных органов вообще никакой - даже по поведению полиции на последних московских митингах протеста можно судить, что в большинстве случаев 70-тысячный столичный корпус стражей порядка вел себя довольно корректно, отмечает "Московская правда". И все же о перерождении органов говорить преждевременно.
Насильников Назарова содержат по всем правилам
Между тем правозащитники, добиваясь соблюдения законности для всех граждан, выяснили, как содержатся казанские полицейские, которых арестовали за гибель Сергея Назарова. После допроса, проведенного бывшим замначальника отдела по оперативной работе Фаилем Сабирзяновым, экс-оперуполномоченным Рамилем Ахметзяновым, бывшим замначальника уголовного розыска Алмазом Василовым и экс-оперативником Ильнаром Ибатуллиным, Назаров был доставлен в больницу с тяжелой травмой прямой кишки. По версии следствия, оперативники насиловали задержанного бутылкой из-под шампанского.
Бывшие полицейские ответили отрицательно на вопрос, не оказывается ли на них следствием давление, в том числе психологическое. Никаких жалоб, включая условия содержания в учреждении, предъявлено правозащитникам не было. Как рассказали члены комиссии газете "Известия", обвиняемые по делу Назарова содержатся в разных камерах, в которых также находятся бывшие сотрудники полиции. Курить разрешают, передачи тоже. У каждого есть договорной адвокат.
Настроение у них подавленное, разве что Василов выглядит более-менее активным, отметил член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания Татарстана Владимир Рубашный.
По словам правозащитников, у экс-полицейских трехразовое питание, они обеспечены спальным местом, камеры достаточно хорошо освещены, туалет и умывальник огорожены, как и предполагают правила.