Правозащитный центр "Мемориал" признал политическим заключенным аспиранта МГУ Азата Мифтахова, подозреваемого в причастности к попытке поджога офиса партии "Единая Россия" в январе 2018 года
АГН Москва / Авилов Александр
Правозащитный центр "Мемориал" признал политическим заключенным аспиранта МГУ Азата Мифтахова, подозреваемого в причастности к попытке поджога офиса партии "Единая Россия" в январе 2018 года В "Мемориале" считают преследование Мифтахова "ярким примером использования псевдоюридических процедур для подавления неугодной властям общественной деятельности"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Правозащитный центр "Мемориал" признал политическим заключенным аспиранта МГУ Азата Мифтахова, подозреваемого в причастности к попытке поджога офиса партии "Единая Россия" в январе 2018 года
АГН Москва / Авилов Александр
 
 
 
В "Мемориале" считают преследование Мифтахова "ярким примером использования псевдоюридических процедур для подавления неугодной властям общественной деятельности"
АГН Москва / Авилов Александр
 
 
 
Правозащитники также отмечают, что в случае с Мифтаховым силовикам не помогло даже использование пыток. Он был дважды задержан по не связанным друг с другом уголовным делам, а аргументы следствия о причастности активиста к инкриминируемым преступлениям были настолько несостоятельны, что его взяли под стражу только с третьей попытки
АГН Москва / Авилов Александр

Правозащитный центр "Мемориал" признал политическим заключенным аспиранта МГУ Азата Мифтахова, подозреваемого в причастности к попытке поджога офиса партии "Единая Россия" в январе 2018 года. Как сообщается на сайте центра, правозащитники требуют немедленного освобождения Мифтахова и привлечения к ответственности сотрудников правоохранительных органов, причастных к фабрикации его уголовных дел и пыткам задержанного.

В "Мемориале" считают преследование Мифтахова "ярким примером использования псевдоюридических процедур для подавления неугодной властям общественной деятельности". Правозащитники отмечают, что политический мотив преследования анархистов очевиден: по их словам, органы государственной власти, в первую очередь ФСБ, культивируют образ анархистов, представляющих общественную опасность, причастных к терроризму и к попыткам дестабилизации общества. Кроме того, задержанных анархистов "рутинно и практически неприкрыто пытают". Одновременно с этим происходит подавление всякой несистемной, неформальной самоорганизации, особенно молодежной.

Правозащитники также отмечают, что в случае с Мифтаховым силовикам не помогло даже использование пыток. Он был дважды задержан по не связанным друг с другом уголовным делам, а аргументы следствия о причастности активиста к инкриминируемым преступлениям были настолько несостоятельны, что его взяли под стражу только с третьей попытки.

Активисты "Народной самообороны" полагают, что задержание Азата Мифтахова связано с попыткой силовиков сфабриковать "большое" дело в отношении лиц, так или иначе связанных с этой организацией, о создании экстремистского сообщества, аналогичное делам "Сети" и "Нового величия". Мифтахову еще до задержания с июля 2018 года прямо угрожали в анонимных Telegram-каналах, связываемых с силовыми структурами.

По одной из версий, уголовное преследование Мифтахова связано также с желанием силовиков пресечь антирейдерскую деятельность анархистов. В СМИ отмечалось, что 2 февраля 2019 года паблик "Народная самооборона" выставил новый пост, где прямо связывает задержания анархистов со своей борьбой против квартирных рейдеров.

1 февраля Азата Мифтахова задержали по делу об изготовлении взрывчатых веществ, при этом более суток скрывали от адвокатов и правозащитников. Позже аспирант рассказал о пытках со стороны силовиков. В частности, у него на груди остался след от шуруповерта, это подтвердил навещавший его в изоляторе член Общественной наблюдательной комиссии Валерий Борщев.

Спустя неделю, накануне заседания суда в Балашихе об избрании меры пресечения, Мифтахова внезапно отпустили из изолятора временного содержания, но тут же снова задержали по уголовному делу о поджоге офиса "Единой России" в Москве в январе 2018 года.

Осенью 2018-го дело приостановили "до появления реальных подозреваемых", а в феврале возобновили. При этом изначальная статья о вандализме (ст. 214 УК) переквалифицирована в более тяжкую - о хулиганстве, совершенной группой по предварительному сговору (ч. 2 ст. 213 УК).

По словам адвоката Мифтахова Светланы Сидоркиной, в деле фигурирует засекреченный свидетель в маске, который не опознал никого из других фигурантов дела и не смог сказать, как в тот день был одет Мифтахов, но запомнил его по "выразительным бровям". Свидетель объяснил, что целый год не заявлял о преступлении, потому что сначала у него разрядился телефон, а потом у него не было возможности дать показания.