Когда зазвучали первые обвинения в пытках в адрес американских солдат в Ираке, российская ежедневная газета "Коммерсант" написала, что войны всегда сопровождаются пытками и что тот, кто хочет, чтобы не было пыток, сначала должен сделать так, чтобы не было войны.
Как пишет сегодня Berliner Zeitung, комментарий "Коммерсанта" можно также понять как циничный намек на систему исполнения наказаний в собственной стране. Судя по тому, какие случаи пыток и жестокого обращения в российских тюрьмах привела правозащитная организация Amnesty International в своем докладе за 2002 год, Россия должна находиться в перманентном состоянии войны (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).
В среду Amnesty International представит отчет за 2003 год. Последние доклады других правозащитных организаций, например, Human Rights Watch, заставляют опасаться, что с 2002 года ситуация в России не изменилась.
Как сообщалось ранее, недавно был опубликован специальный доклад этой организации, в котором Россия была включена в "черный список" стран, в которых активно применяются пытки.
Комитет ООН против пыток еще в мае 2002 года высказывал "глубокую обеспокоенность" по поводу повседневного жестокого обращения с заключенными со стороны работников системы исполнения наказаний. В отчете Amnesty International за 2002 год указывается, что особому риску подвергаются представители национальных меньшинств и бездомные. Пытки, говорится в отчете, в России являются не исключением, а правилом.
Самая большая опасность быть подвергнутым жестокому обращению существует, по словам правозащитников, непосредственно после ареста, когда задержанные еще находятся под стражей в милиции. При этом действия милиции находят широкое одобрение в российском обществе. Нападения на бездомных и алкоголиков, которых избивают руками и ногами, в Москве не редкость.
Беженцы и представители национальных меньшинств являются излюбленной целью паспортных проверок и произвольных арестов. И наконец, число жертв бытового насилия дает представление о степени ожесточения российского общества. Ежегодно 14 тысяч женщин погибают от рук мужей или близких родственников.
Смертельно опасная зона под названием Чечня
Новый уголовно-процессуальный кодекс, который вступил в силу 1 июля 2002 года, предусматривает, что в течение 48 часов после задержания подозреваемый должен предстать перед судьей. Однако это положение редко применяется на практике. Еще реже виновные в жестоком обращении с заключенными и пытках подвергаются уголовному преследованию.
Российский парламент в феврале 2002 года проголосовал против дополнения к Уголовному кодексу, которое предусматривало включение в уголовное право состава преступления, касающегося пыток.
В мае 2002 года министерство юстиции само сообщило о ситуации в российских тюрьмах. Исправительные учреждения хронически переполнены. Заместитель министра юстиции сообщил: 92 тысячи заключенных страдают туберкулезом, 33 600 - СПИДом, 30 тысяч - сифилисом. Amnesty International установила, что условия заключения нередко отвечают составу преступления, определяющему жестокое, нечеловечное или унизительное обращение.
То, что характерно для Российской Федерации вообще, для Чечни характерно в особенности. Бесчисленные случаи пыток, изнасилований и казней, совершаемых российскими солдатами в отношении чеченских гражданских лиц, имеют документальное подтверждение. Пытки совершаются не только в так называемых "фильтрационных лагерях", но и повсюду там, где российские военные проводят так называемые зачистки.
По крайней мере так же страшны карательные акции чеченской "службы безопасности", которой руководит сын убитого президента Ахмада Кадырова, Рамзан. На его счету тоже похищения, пытки и казни. По сообщениям правозащитных организаций, жертвами таких карательных акций каждый месяц в Чечне становятся до ста человек.