В четверг в Сочи впервые с апреля состоятся двусторонние переговоры президентов России и Белоруссии, однако Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко вряд ли сумеют урегулировать многочисленные разногласия. Обе стороны уже заготовили друг другу списки претензий. По сведениям газеты "Коммерсант", Лукашенко напомнит, что ему не выдали обещанные российские кредиты, а Медведев - что Белоруссия так и не признала Абхазию с Южной Осетией и не подписала соглашение о коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ.
В последнее время отношения России и Белоруссии серьезно обострились. В июне между двумя странами разгорелась "молочная война". Претензии Роспотребнадзора к белорусскому молоку, а также невыдача Минску второго транша российского кредита в 500 млн долларов сильно огорчили Александра Лукашенко. Летом белорусский президент упорно игнорировал мероприятия с участием лидеров постсоветских стран.
- Лукашенко: "Я критикую конкретно головотяпство конкретных руководителей РФ"
В этот раз Александр Лукашенко намерен не только напомнить о задержке с кредитом в 500 млн долларов, но и вновь поднять вопрос получения от Москвы еще одного кредита на 100 млрд российских рублей. Эти деньги он просит с прошлого года. Проблемной темой переговоров Медведева и Лукашенко также является белорусский долг за российский газ. "Газпром" этим летом угрожал сократить поставки газа, требуя отдать 244 млн долларов. Власти Белоруссии признали лишь 234 млн из этого долга из-за разногласий о цене поставок.
Лукашенко поднимет также неприятный для Москвы вопрос о строительстве АЭС в Белоруссии. Минск без всяких тендеров согласился на российский проект станции стоимостью 9 млрд долларов, проигнорировав при этом предложения Китая, Германии и Франции. Россия обошла конкурентов, поскольку пообещала построить АЭС в кредит.
И хотя соглашение еще не подписано, Минск требует предоставить ему 1,5 млрд долларов из оговоренного госкредита на строительство станции, утверждают источники в российском правительстве. Если сегодня Лукашенко не получит ясного ответа на вопрос о судьбе запрошенных им денег, он вполне может пригрозить пересмотром договоренностей по АЭС в пользу, например, Китая (уже завтра Минск посетит вице-премьер госсовета КНР Хуэй Лянъюй).
Вопросы об АЭС и кредитах "находятся в процессе обсуждения", уверяют в российском правительстве. "Ведутся переговоры. И, безусловно, решающее слово будет принадлежать главам государств,- заявил пресс-секретарь правительства РФ Дмитрий Песков. - Темы непростые, но я бы их особо не драматизировал. Все вполне может решиться в рамках двусторонних контактов".
В то же время Россия готовится обнародовать список собственных претензий к Белоруссии. Первая из них состоит в том, что Минск, несмотря на неоднократные обещания президента, так и не решил вопрос с признанием Абхазии и Южной Осетии. Парламент Белоруссии должен был рассмотреть его еще весной, но депутаты даже не приступили к обсуждению.
В Москве также ждут от белорусского лидера определенности по коллективным силам оперативного реагирования. Проигнорировав июньский саммит ОДКБ, Лукашенко не подписал соответствующее соглашение и поставил под угрозу российские планы создать военную группировку в противовес НАТО. "Этот вопрос будет обсуждаться. Но нет никаких гарантий, что он решится в Сочи", - признал источник "Коммерсанта", курирующий белорусское направление в МИДе РФ.
Лукашенко: "Я критикую конкретно головотяпство конкретных руководителей РФ"
У белорусского президента нет претензий к России, есть лишь недопонимание с российской элитой, которая не знает ситуации в Белоруссии и не хочет пойти навстречу Минску, заявил Александр Лукашенко в интервью, которое публикуют в четверг "Известия".
"Я вырос как такой русский человек, в таком обобщенном смысле слова. А русские в данном случае - это и белорусы, и русские, ну, одинаково ориентированы в пространстве и по идейным соображениям. Поэтому для меня Россия никогда не была чужой", - говорит президент Белоруссии. "Я критикую конкретно головотяпство конкретных руководителей Российской Федерации, - признает он. - Но и они ж меня не жалеют. И вообще, это нормальный стиль наших отношений".
"Самое главное - россияне, элита политическая России, абсолютно не знают, что происходит в Беларуси. Абсолютно, - уверен Лукашенко. - Вот они прочитают в гадких газетах "Известия", там, "Коммерсанте", "Независимой газете", где ненавидят многие Беларусь: а! Беларусь на Запад пошла!" Он советует: "Так вы же разберитесь, куда мы пошли, по официальным каналам".
Белорусский лидер заверил, что не намерен торговаться с Россией и другими странами по вопросам создания совместных вооруженных сил ОДКБ. "Я никогда святым не торгую", - поясняет Лукашенко. По его словам, Белоруссии незачем защищать чужие интересы, если при этом не уважают интересы Минска. "По природному газу нам за два года в три раза цены повысили... Сначала сахар, потом кондитерские изделия, а потом молоко в Россию не пустили, - напоминает президент. - Скажите, Евросоюз себя так ведет? Нет. Они понимают, за что они будут воевать, а мы за что ставим под вопрос жизни наших граждан?"
Отказываться от претензий Лукашенко не намерен даже при угрозе испортить отношения с Москвой. "Как я мог делать вид, что ничего не происходит? - удивляется он. - А мне бы написали, что Лукашенко приполз в Москву проситься. Да никого мы просить не собираемся. Трудно будет, тяжело, но выживем. Но что получит от этого наша братская родная Россия? Что получит русский, российский народ? Что, опять хочется, чтобы мы ввели границу, Россия ввела границу с нами? Братья или нет?"
Российские руководители вовсе не считают белорусский народ братским, отмечает Лукашенко. "Жириновский, который был сторонником еще большим, чем Зюганов, наших добрых отношений, вы послушайте, что он говорит. "У нас нет никаких братьев!" И президент сидит в торце стола в Сочи и это все проглатывает", - возмущается белорусский лидер.
"Как я буду реагировать на то, что Путин в обнимку с Германией ходит, в обнимку с руководством Германии и косо смотрит в сторону Беларуси? Мы во время войны стали здесь стеной, и мы ведь не сдались. Так чем мы провинились перед россиянами?" - удивляется он.